Еще совсем недавно Дмитрий Данилов был известен интересующемуся читателю малотиражными книгами «Черный и зеленый» (СПб.: Красный матрос) и «Дом десять» (М.: Ракета); а не интересующемуся читателю и вовсе известен не был.
Однако нынешней осенью найти Данилову равного по популярности – сложнейшая задача. Буквально за несколько месяцев появились и рецензии именитых критиков, и отзывы на крупных интернет-порталах, и специальные места на витринах книжных магазинов. Причинами такого успеха послужили две шумные презентации. На первой в «Билингве», где представлялся публике сборник «Черный и Зеленый», вышедший уже в новой книжной серии издательства «Иностранка-Колибри» «Уроки русского», Данилову пришлось делить микрофон с коллегами по серии Анатолием Гавриловым и Олегом Зоберном, а также представителем издательства Михаилом Визелем и критиком Александром Михайловым. Во второй – совсем недавней, прошедшей в «Проекте ОГИ» – была представлена книга «Горизонтальное положение», и микрофон ускользал из рук ее автора всего дважды: в начале выступления – для вступительного слова Сергея Костырко, и в конце – для привычных анонсов от «Культурной инициативы».
Для своей новой книги Дмитрий Данилов не стал придумывать изощренный сюжет, прозаик просто и со скрупулезной точностью описал год из своей собственной жизни: не стесняясь адресов, имен и маршрутов. На первый взгляд сама задумка может показаться не новой, а где-то даже тщеславной. Однако такие взгляды от книги Данилова лучше отвернуть: здесь нет никакой рефлексии или излишней оценочности. Читатель постепенно вживается в описываемые обстоятельства и начинает оценивать все самостоятельно. Во многом это обусловлено практически отсутствием каких-либо местоимений – иногда сплошные безличные предложения. Дочитавший книжку до конца уже не понимает: то ли он – Данилов, то ли Данилов – он.
Известно, что писателя Дмитрия Данилова очень часто путают с критиком Данилой Давыдовым. Не самих людей, а только их имена – просто язык заплетается. Оба об этом знают, оба это помнят и не обижаются. Вот и Сергей Костырко помимо того, что сравнивал Данилова с Платоновым, все-таки запутался в фамилиях. Данилов засмеялся, а Давыдов на презентации замечен не был.