Виктор Гоппе уверен, что текст должен заразить художника.
Фото автора
Если кто еще не знает, недавно на Тверском бульваре открылся переехавший сюда магазин «Гилея» – старейший (создан в 1992 году) из ныне действующих частных интеллектуальных книжных мини-магазинов Москвы. За минувшую пару месяцев здесь прошло несколько презентаций и встреч с авторами книг. А 23 сентября состоялось еще более серьезное мероприятие – круглый стол «Дальнейшие пути развития движения «Книга художника». Посвящено собрание было, как легко догадаться, руко(само)дельной авторской книге, изготовленной художником по мотивам некоего литературного произведения (либо как иллюстрация к оному). Термин «книга художника» довольно многозначный, о его значении на русской почве много спорят профессионалы. Не обошлось без дискуссий на эту тему и в «Гилее», где собрались художники книги, искусствоведы, коллекционеры, издатели и просто те, кто неравнодушен к предмету разговора.
В самом начале мероприятия было объявлено о создании «Интернационального объединения «Книга художника». Это сообщество действует и в Интернете, и в реальной жизни: проводит выставки, курирует арт-проекты, создает коллекцию книг художника. Один из учредителей объединения, культуртрегер и правозащитник Юрий Самодуров представил публике первый выпуск информационного бюллетеня «Книга художника». В нем, как и полагается, есть манифест данного вида искусства – статья Александра Лаврентьева «Наследники футуризма, или 100 лет книги художника в России». (Именно в 1910 году Маяковский, Крученых и К╠ отпечатали методом стеклографии на обойной бумаге легендарно-маргинальный сборник «Садок судей».)
Редактор бюллетеня Михаил Погарский в своем выступлении напомнил еще об одной важной годовщине – 20-летии со времени проведения первой в России публичной выставки книги художника: ее организовал в петербургском Фонтанном доме художник Михаил Карасик. За эти два десятилетия книга художника сохранила свою жанровую самобытность, однако, по словам Погарского, сегодня есть риск, что она станет «модной» и выйдет в тираж, чего адептам чистоты жанра весьма не хотелось бы.
С размышлениями на тему «Что же это такое – книга художника?» выступили изготовители необычных книг-объектов. Так, художник Виктор Гоппе говорил, что текст, (пере)воплощаемый автором такой книги, должен «заразить и возбудить художника, вызывать у него азарт». Сам Гоппе работает, в частности, с сочинениями современных поэтов – Всеволода Емелина, Андрея Чемоданова и других. «Иногда авторы дают мне для работы над книгой еще не опубликованные тексты», – не без гордости заметил мастер.
Немало сомнений и возражений среди собравшихся вызвал доклад Николая Селиванова о влиянии компьютера (и вообще новейших технологий) на развитие книги художника. По мнению Селиванова, книга художника – своего рода рефлекс на окружающую человека техногенную среду, на всеобщую тиражируемость.
С интересными сообщениями и репликами выступили также художники Андрей Суздалев, Виктор Лукин, Василий Власов, искусствоведы Андрей Толстой и Ирина Романова. А филолог и библиофил Николай Котрелёв настаивал на том, что книга художника должна быть уникальной и неповторимой, с надписью на титуле: «Наборные и граверные доски, использованные при создании книги, уничтожены».
Завершилось мероприятие приемом новых членов в движение «Книга художника» и анонсом ближайших профильных мероприятий (среди коих – выставка в рамках Марсельской книжной ярмарки в октябре и выставка в ЦДХ в начале декабря).