Бахыт Кенжеев и Евгений Чигрин пьют квас на берегу Байкала.
Фото Марины Свининой, Иркутск
Поэтические фестивали – не редкость в непоэтическое время. Впрочем, многие из них напоминают скорее не фестивали, а большие поэтические тусовки, где чтение стихов по кругу напоминает репетицию оркестра. Поскольку – зрителей нет. Или – почти нет. Слава Богу (или шаманам Байкала), на Х Международном фестивале на Байкале зрителей было много, поэтов около 50, да и организаторы оказались точны в своих действиях. Бахыт Кенжеев (Нью-Йорк) правильно подметил: «Каждый человек, который сочиняет стихи, – вначале читатель. И когда я читаю хороший текст, мне всегда хочется познакомиться с автором. Ведь личность поэта и его стихи неразделимы. Именно в этом, мне кажется, смысл любого фестиваля». Развивая эту мысль, хочется назвать тех, кто приехал знакомиться и знакомить слушателей со своими произведениями. Это весьма редко выступающий публично замечательный Олег Чухонцев (Переделкино), это москвичи Сергей Гандлевский, Лев Рубинштейн, Вера Павлова, Максим Амелин, Евгений Чигрин, Инга Кузнецова, Андрей Коровин и секретарь Союза российских писателей Светлана Василенко, это Алексей Остудин (Казань), Александр Кабанов (Киев), Дмитрий Мурзин (Кемерово), это поэты Братска, Саянска, Улан-Удэ, Красноярска и, конечно, иркутяне, без которых действо могло и не состояться: Андрей Сизых, Светлана Михеева, Александра Пожарская, Станислав Гольдфарб и Артём Морс.
Хорошо было продумано все начиная с открытия фестиваля: музыкальными номерами блеснуло арт-трио Рогачевского–Соловьева–Цогла. Они представили традиционную песенную культуру Приангарья, ту Северную Атлантиду, которая более всего сохранилась в песнях, устных рассказах. А танцы и экзотические песнопения молодежной группы «Улаалзай» раскрасили праздник Слова мотивами бурятской культуры, в которой голос шаманского Байкала звучал в полную силу┘
Да и стихотворцы (во множестве своем) не разочаровали публику, несмотря на жару и затяжное мероприятие. Не исключением оказался и Большой поэтический вечер в Иркутском академическом драматическом театре имени Охлопкова. Зал полон, с приветственной речью к гостям обратилась супруга губернатора, а участник самого первого фестиваля – поэт Евгений Чигрин прямо со сцены предложил не только вспомнить создателя фестиваля Анатолия Кобенкова, но и назвать его именем фестиваль и учредить премию поэта, имя которого уже сегодня произносят в одном ряду с Юрием Левитанским и Александром Вампиловым┘ Через несколько дней эта инициатива превратилась в послание к власти, которую подписали все участники мероприятия.
Где-то в середине очередного вечера я услышал, как молодой человек говорил своей спутнице: «Стихи поэтов можно прочесть в книгах, альманахах и Интернете, но куда увлекательнее слышать их от авторов. Зарождается чувство соучастия». Так ведь и Сергей Гандлевский (человек иного поколения) говорил иркутским журналистам: «Мы выросли в то время, когда нашу поэзию не публиковали. И главным способом бытования наших текстов были как раз устные чтения, поэтому мои любимые стихи современников я скорее услышал, чем прочитал». Вот вам и разница поколений┘
А еще были круглые столы, мастер-классы, профессиональные обсуждения, презентация проекта видеопоэзии, поэтические чтения в городах Шелехов, Ангарск, Усть-Орда, открытие проекта «Парк культуры», замечательный по воздействию вечер в органном зале и даже дискуссия на тему «Мужская и женская поэзия: противостояние или союз?». А еще встреча читателей с главным редактором журнала «Грани» (Париж–Мюнхен) Татьяной Жилкиной (дочерью сибирской поэтессы Елены Жилкиной), которая рассказала о культурном бытовании эмиграции, о существовании журнала в постсоветское время.
И, конечно же, «Вечер памяти Анатолия Кобенкова», который подготовил и провел Станислав Гольдфарб и на котором прозвучало фирменное кобенковское: «Все уже было, а слово найдешь – и жарко,/ Все уже знаешь, а пишется, как во сне┘»