Леонид Костюков взирает на выступающих со второго этажа.
Фото Анатолия Степаненко
Однородна ли московская поэтическая среда? Да нет, конечно. В ней достаточно взаимной антипатии, основанной как на эстетических позициях, так и на личных качествах. Принцип «против кого дружите?», увы, вечен. И все же столь уж откровенной конфронтации между различными литературными площадками столицы – а при каждой их них живет своя группа авторов! – как-то нет. И это продемонстрировал вечер, состоявшийся в клубе Bilingua.
Начиналось все вполне эпично. Неугомонные представители группы «Культурная инициатива» Данил Файзов и Юрий Цветков зашли в гости к своим коллегам в литературный салон «Классики XXI века». Зашли просто так – попить чайку. Потому что было уже поздно и мероприятие закончилось. Радушная хозяйка «Классиков» Елена Пахомова угостила пассионариев от литературы чаем. И за этим самым разговором была придумана концепция вечера: собрать в одной программе все самые заметные литературные площадки Москвы, дать слово куратору каждой, а он бы, в свою очередь, представил своих любимых авторов, как это сейчас принято говорить – резидентов┘ У этих людей слово редко расходится с делом – вечер был организован и с успехом прошел.
Начали с самой «молодой» площадки – клуба «Гарцующий дредноут», около полугода собирающего авторов на Арбате под лозунгом «Полный трюм поэтов». Куратор Лев Оборин рассказал, что первоначально задумывалось приглашать выступающих попарно – по принципу «мальчик–девочка». И несколько таких вечеров прошло, но потом от полового принципа отказались и компании стали подбираться более свободные. От «Трюма» в Bilingua выступили Геннадий Каневский и Кирилл Корчагин – оба без своих «напарниц».
Прочитав стихи, Кирилл не спешил покидать импровизированной сцены – теперь он уже выступал как координатор цикла «Они разговаривают», который начинался больше года назад в кафе Ex libris, но недавно сменил место дислокации. Особенность этого проекта в том, что приглашенные поэты не только читают стихи, но и беседуют с залом в непринужденной форме. Что и продемонстрировали Александра Володина и Данила Давыдов.
Подробный отчет о деятельности, увы, уже закрытого литературного клуба при галере Stella Art foundation зачитал с листа Евгений Никитин. Он пожаловался на Аркадия Штыпеля, который, недооценив художественных достоинств абстрактной композиции из сваленных в кучу стульев, взял один из них и даже хотел на него сесть – вероятно, поэтому современные художники и решили, что им с малоподкованными в актуальном искусстве поэтами не по пути. А потом куратор представил Марка Шатуновского, который прочитал стихи о «Заблудившейся войне».
Татьяна Тихонова рассказала о клубе «Журнального зала». От него выступили Геннадий Калашников и Андрей Коровин. Последний был, как всегда, цветущ и позитивен – он прочитал несколько стихотворений из сравнительно новой книжки «Пролитое солнце».
И вновь выступающему не дали покинуть сцену – опять поэт превратился в куратора: Коровин начал рассказывать о литературном салоне «Булгаковский дом». А потом представил двух поэтов – брутального Всеволода Емелина, который прочитал стихи из совсем новой книги с непроизносимым немецкоязычным названием (рецензию на книгу Gotterdammerung см. на стр. 6), и хрупкую Ингу Кузнецову.
От одной из самых активно работающих точек столицы – клуба «Проект ОГИ» – выступил Николай Звягинцев. Впрочем, он мог выступить и от имени многих других площадок – его выступления нередки и всегда успешны.
Елена Пахомова никого из поэтов не пригласила – она посетовала, что нет возможности показать видео, поскольку ей очень хотелось продемонстрировать уникальные съемки выступлений в клубе «Классики XXI века» поэтов, которых уже нет с нами. Вспоминали и Руслана Элинина – основателя Литературного салона при Чеховской библиотеке.
Прозаик Леонид Костюков рассказал историю «Эссе-клуба».
А завершился вечер выступлением мощной команды резидентов Зверевского центра – старейшей из московских литературных площадок. Николай Байтов даже показал афишку, из которой явствовало, что уже лет 20 назад клуб праздновал свое столетие, поскольку является правоприемником салона «Премьера»┘ От концептуалистов можно ждать многого! Алексей Сосна начал рассказ чуть ли не со своей ранней юности – как работал на заводе, как поступил в Литинститут, как устраивал встречи с Александром Солженицыным, как подвергался гонениям. Прочитал и стихи, посвященные культовому художнику, имя которого носит центр. Со своими произведениями выступили Алексей Денисов и Юлия Скородумова. В заключение Александр Курбатов нараспев исполнил несколько своих произведений, призванных проиллюстрировать возможности неожиданных рифм. Ну и как настоящий хит сезона прозвучала «Собачка», прославившая своего автора на последнем Большом слэме (см. «НГ-EL» от 01.07.10).