Света Литвак – мастер перформанса; только так должна читать стихи настоящая поэтесса.
Фото Анатолия Степаненко
В Галерее Гельмана на Винзаводе товарищество «оОсумбез» провело третий вечер из серии «Их надо знать в лицо» – об организаторах современного литературного процесса. На этот раз Света Литвак, Николай Байтов и Алексей Сосна представляли Зверевский центр современного искусства.
Но Зверевский центр и Клуб литературного перформанса – организаторы странные, скорее дезорганизаторы литпроцесса. Они то и дело стараются увести литературу от стандартного бытования в рамках «написание текста – чтение текста – издание текста», стараются перемешать литературу с музыкой, живописью, театральным действом и повседневной жизнью.
Среди акций и проектов Зверевского центра: Праздники рифмы, Мастерская рукодельной книги, Всемирный день поэзии в электричке, Лесная библиотека, Тексты second-hand и многое другое.
Как-то постепенно получилось так, что Зверевский центр стал, по мнению многих, самой демократичной и открытой литературной площадкой Москвы. Сформировался и собственный стиль вечеров в Зверевском – непредсказуемый, хаотический, иногда даже огнеопасный. Образовался широкий круг авторов: литераторов, художников, музыкантов, близких Зверевскому центру. Многие из них пришли поддержать друзей на этом выездном вечере.
Открывавший вечер руководитель делегации Алексей Сосна признался, что первоначально у него было намерение сделать основной темой вечера современное искусство, показать, так сказать, «этим стенам», что такое настоящее искусство и чем оно отличается от галерейской попсни. Но совпало так, что никакой «галерейской попсни» в этот день на «этих стенах» не висело. А висели три прекрасные работы Дмитрия Гутова – объемные копии рисунков Рембрандта, нагромождения из сваренных между собой полосок железа, которые под определенным углом превращались в узнаваемые рисунки классика. Не хотелось этим работам что-то противопоставлять и что-то доказывать.
А далее получилось так, что вечер стихийно вырулил в сторону песенно-музыкальную. Видимо, этому способствовали плохая акустика помещения и нерегулярно работавший микрофон. Чтоб компенсировать плохую слышимость и увеличить доходчивость текстов, многие выступавшие превратили свои сочинения в песни или читали под аккомпанемент – гитара и губная гармошка Алексея Макаревича, саксофон Сергея Летова. Последний перед выступлением каждого из авторов просматривал предполагавшиеся к прочтению тексты, и далее его саксофон звучал то контрабасом, то трубным гласом, то почти человеческим голосом.
В этот вечер, кроме уже упомянутых выше, за Зверевский центр выступили Данила Давыдов, Михаил Вяткин, Александр Воловик, Валерий Мишин и Анна Мишина, Игорь Левшин, Юлия Скородумова, Каринэ Геворгян, Майя Зайкова, Андрей Воркунов, Валерий Силиванов, Владимир Герцик, Марк Ляндо, Алексей Колотенков.
Заключительная песня была вообще прекрасна. Песня о тяжкой женской доле в исполнении Юлии Скородумовой и Светы Литвак, без аккомпанемента, на два голоса: «И я тогда сама себя/ покале-покалечила/ острым ножом┘»
На мотив какой-то известной песни какой-то известной западной группы. Но что это за группа и что за песня – теперь вспоминать неохота. Теперь это уже наша песня.