В Смоленске прошла Первая выставка асемического письма в России, сопровождавшаяся презентацией антологии визуальной поэзии «The last vispo». Мероприятие организовали Инна Кириллова и Глеб Коломиец, редакторы литературно-философского журнала «Слова».
Асемическое письмо – одно из самых молодых направлений современного некоммерческого искусства. Понятие асемии происходит из психопатологии и означает неспособность понимать любые символы или знаки. Этот необычный творческий метод был изобретен австралийским художником и теоретиком искусства Тимом Гейзом. Основной смысл асемического письма – в создании нечитабельного текста, содержание которого нестабильно и открыто для свободной интерпретации. Чтобы прочесть асемическое письмо, достаточно включить воображение и наделить текст собственным, индивидуальным содержанием.
В настоящее время асемическое письмо вызывало интерес художников и критиков по всему миру, однако в России оно практически неизвестно. Чтобы исправить это упущение, и была организована выставка. В экспозицию вошли работы 19 художников из восьми стран: Тима Гейза (Австралия), Рида Альтемуса (США), Джима Лефтвича (США), Жана-Кристофа Жакоттино (Франция), Дианы Магаллон (Мексика), Сату Кайкконен (Финляндия) и др. Художники, представлявшие Россию – Юрий Гик (Москва), Света Литвак (Москва), Дмитрий Бабенко (Краснодар), Эдуард Кулёмин (Смоленск), – интуитивно использовали элементы нечитабельного текста в своих работах и изобрели своеобразный «русский» вариант асемического письма, изолированный от тенденций мирового сообщества.
В день открытия выставки состоялись лекция-ликбез Глеба Коломийца и феерический перформанс «Живой Журнал». Эдуард Кулёмин, запакованный в собственные работы с помощью полиэтиленовой пленки, декламируя стихи, вырывался из прозрачного кокона под бурные аплодисменты зрителей, чудом проскользнувших мимо бдительной вахтерши. Кроме того, посетителям выставки были продемонстрированы раритетные книги асемических писателей и работы из антологии визуальной поэзии «The last vsipo». Эта антология включает работы 130 авторов из 20 стран и выйдет в США летом 2010 года.
«Выставка асемического письма входит в ряд инициатив, развернутых вокруг литературно-философского журнала «Слова», – заявили кураторы, подводя итоги открытия выставки. – Мы стремимся поддерживать все начинания, связанные с некоммерческим и неофициальным искусством. Будущее асемического письма в России зависит от готовности интеллектуального и арт-сообщества воспринять интеллектуальный и творческий потенциал, позволяющий асемическому письму сопротивляться давлению традиционного и коммерческого искусства».
По итогам выставки вышел электронный каталог, который доступен для просмотра и скачивания на сайте Scribd. В дальнейшем планируется проведение второй выставки асемического письма и книг – уже в Москве.