Владимир Бондаренко больше других подвергался нападкам.
Фото автора
Наверное, колонное здание на Комсомольском, 13, никогда еще не видело такого действа. В солнечное апрельское утро в нем собрались представители всех наших раздробленных писательских союзов, чтобы объединиться на почве любви к русской литературе. Точнее – подвести итоги несправедливо «обнуленного» сейчас первого литературного десятилетия нового века. Еще точнее – участвовать в Международной научно-практической конференции «Итоги литературного года – итоги десятилетия: язык – литература – общество», которую устроил Союз писателей России совместно с научными учреждениями и вузами Российской Федерации и стран ближнего и дальнего зарубежья в рамках постоянно действующего симпозиума «Теория и современный литературный процесс». В мероприятии приняли участие около 60 писателей, литературоведов и критиков из России, США, Великобритании, Франции, Польши, Украины, Беларуси, Латвии и Казахстана. Слово получили редактора литературных журналов из Москвы и регионов.
Организатор конференции – критик и литературовед Алла Большакова – в своем вступительном слове подчеркнула объединительный характер конференции – «поверх барьеров», без разделения на «правых» и «левых», которое лишь затемняет наше литературное сознание. Это, однако, не помешало присутствующим устроить ожесточенную полемику по самым разным поводам. Популярным объектом для критики оказался публицист Владимир Бондаренко – в ответ он поклялся в любви к современной литературе во всех ее проявлениях (включая и критиковавших его присутствующих). Еще большим нападкам подвергся Союз писателей – в первую очередь за малое внимание к молодому поколению. Представителями Союза эта критика была признана конструктивной. Немало полемических копий было сломано о модную ныне проблему «нового реализма» – в его взаимодействии с неомодернизмом и постмодернизмом, о вопросы взаимодействия литературы и массмедиа, сопротивления рыночным принципам в издании литературной «продукции» и проч.
Итоги литературного года и десятилетия были показаны сквозь призму традиции и ее обновления, в результате которого на наших глазах рождается новое художественное качество литературы. Рассматривались изменения в типологии героя, жанровой системе, методе и стиле. Особое внимание уделялось проблемам языковой культуры в ее нынешнем состоянии, а также вопросам восприятия и распространения русской литературы и языка за рубежом.
В целом первое литературное десятилетие предстало в докладах участников как яркое, хотя и противоречивое явление. Выступающие обсудили «больной» вопрос о том, как всем сообща бороться против вытеснения литературы из школ и вузов, из библиотечных фондов, куда не доходят сведения о новых интересных книгах.