"Хозяйка" театра Рада Полищук.
Фото автора
Еще не забылись впечатления от вечера «Четыре премьеры от Рады Полищук», а уже прошел в литературно-музыкальной гостиной «Дома Гоголя» на Никитском бульваре новый вечер писательницы. Радушно встречали гостей директор дома Вера Викулова и хозяйка гостиной Лариса Косарева. Снова – цветы, улыбки. И снова – премьера.
Моноспектакль в исполнении Лидии Константиновой – «Угол для бездомной собаки» (по монологу из одноименной, первой книги Полищук, вышедшей в 91-м году). Восемь монологов, восемь женских голосов звучат шокирующей откровенностью, что сердце замирает от страха за героинь, балансирующих где-то на самом краю между быть и не быть.
Когда актриса, вспрыгнув на стул, в порыве отчаяния распахивает воображаемое окно и в замерший от напряжения зал врывается равнодушный монотонный гул московской улицы, а она, уже перегнувшись через подоконник, говорит, как в бреду, ни от кого не ожидая ответа: «А что если в самом деле – вниз головой? с моего, нет, лучше с его пятого?» – в этот момент хочется подбежать к ней, повиснуть сзади, не дать сорваться. Удержать.
Ну и что, что она «круглая идиотка» и с этим признанием выходит к нам, не в силах сдерживать себя – и пьет, и звонит покинувшему ее возлюбленному, и кричит, срываясь на хрип: «Сдайте, а? угол бездомной собаке┘ Сдайте!» Так отчаянно кричит одиночество в бездонное, безответное пространство Вселенной.
Актриса Лидия Константинова бесстрашно устраивает этот стриптиз прямо у нас на глазах, «причем без всякого обмана: не только трусики и лифчик, но и кожу долой». «Без кожи, правда, совсем уж не по себе: и зябко, и стыдно, и страшно┘» – признается с какой-то детской откровенностью и беззащитностью. И ознобом по спине, и краской стыда на щеках, и каким-то «диким свербением в кишках» чувствуешь, каково ей. И хочется отогреть, успокоить, защитить.
Рада Полищук говорит, что давно мечтала увидеть на сцене свои монологи и, как только познакомилась с Лидией Константиновой, сердце екнуло, подсказав – это она. Да, это судьба, подтвердила она в конце вечера.
Сценическая композиция «Зига и Зигфрид» по новой, еще не дописанной книге «Лапсердак из лоскутов» шла второй раз (режиссер Светлана Силантьева, исполнители – Лиза Белоконь, Елена Владюк, Алексей Прокопьев). Хочется отметить удивительное слияние текста и музыки. Фрагменты концерта Шумана в исполнении виолончелиста Максима Золотаренко и Елены Беликовой (фортепиано), по признанию Рады Полищук, – абсолютное попадание в нерв ее прозы. Все ушли, дом опустел, вещи покинули его, а музыка осталась навсегда.
На этом вечере мы присутствовали при рождении Театра Рады Полищук. Органически сочетаются и инсценировки по прозе Рады Полищук, и ее стихи, звучащие в авторском чтении и в вокальном цикле, в прекрасном исполнении хозяйки гостиной певицы Ларисы Косаревой. В театре, где, как в едином организме, связаны слово, голос актрисы, певицы и инструментальная музыка.