Немецкий историк, научный сотрудник берлинского Института Макса Планка Ян Плампер написал книгу «Алхимия власти» (о культе Сталина в изобразительном искусстве), книга эта в переводе с английского вышла в издательстве «Новое литературное обозрение», а в кафе-клубе «Мастерская» на днях состоялась ее презентация.
Пришли историки, обществоведы, публицисты. Вел презентацию политолог и радиожурналист Константин Эггерт. Он без долгих проволочек предоставил слово автору. Тот для начала попытался в двух словах сформулировать идею книги: «Что такое культ Сталина, откуда он взялся и как был претворен в жизнь». В своей работе автор опирался на изображения «отца народов» в газете «Правда». Культ вождя начался в 1929 году (в связи с его 50-летием) и в середине 30-х вошел в апогей. В те же годы, отметил Плампер, сформировался иконографический канон Сталина. «Моя книга – это еще и исследование о соцреализме. Кто определял, как надо рисовать вождя? Почему он не позировал художникам? Как культ воспринимался в народе? В книге я показываю, как официальный портретный жанр постепенно превратился в панегирическую репрезентацию власти».
Тут в зале погас свет, и собравшиеся увидели слайды, демонстрирующие механизмы репрезентации. Автор книги пояснял каждый пример. Так, на выставках, посвященных Сталину, не было традиционной для того времени Книги отзывов. Почему? Да потому, что власть боялась несанкционированных, бесцензурных записей в ней. Или вот у актера Алексея Дикого на творческих вечерах зрители порой спрашивали о его работе над образом вождя (он играл его в фильмах конца 40-х годов). Актер предпочитал отмалчиваться, поскольку любой ответ, даже самый верноподданнический, мог быть неправильно истолкован.
Несколько теплых слов Плампер сказал о дизайнере обложки Евгении Габриелеве. «Больше всего я боялся, что увижу на обложке портрет Сталина. С точки зрения издательского бизнеса это было бы оправданно. Но там появилась терка – и это, мне кажется, блестящий образ». Терка эта напоминает конусообразное основание Останкинской телебашни.
Выступили российские коллеги автора. По словам Елены Зубковой, это книга «о великой иллюзии и грандиозном алхимическом проекте – первом советском пиар-проекте под условным названием «Любимый вождь». Отметив новаторский характер работы, Зубкова сказала, что в ней есть «рискованное вторжение» в сферу искусствознания.
Никита Соколов отметил, что эта книга – «не просто научное, но очень важное и актуальное общественное событие»: автор блестяще показал, что никакого народного мнения не существует, оно создается искусственно и им всегда манипулируют власти. По убеждению Соколова, работа Плампера – отличное пособие по пиару, а некоторые приведенные в ней факты «обрушивают с неожиданной стороны сталинские мифы – например, миф об аскетизме вождя».
Социолог Лев Гудков сказал о попытках современной реабилитации Сталина в массмедиа: «Налицо социальная шизофрения – культ вождя вперемешку с признанием его преступлений», – резюмировал директор Левада-Центра.