Не часто выпадают в нашей жизни праздники как состояние души. Такие мгновения особенно ценны, их согревает идущий из детства высокий градус волшебства. Таким праздником стал необычный творческий вечер писателя Рады Полищук, автора восьми книг прозы. Не было речей, не было поздравлений. Была красивая нарядная хозяйка и ее гости. И цветы, охапки цветов. И вдохновенные лица. Давно не встречала я такого обилия интеллигентной публики, как в этот февральский день четвертого числа в неуютном и, в общем-то, довольно унылом помещении, именуемом Малый зал ЦДЛ, где обычно проходят литературные вечера. Но какое значение имеют стены, если все озарено личностью хозяйки: блеском ее таланта, светскости, любви┘
Праздник начался еще до начала вечера. Пока гости рассаживались, отыскивая свободные места, которых в конце концов не хватило всем желающим, в зале лилась музыка – две пьесы Шумана в исполнении скрипача Михаила Червинского. Cловно входишь в сад, где благоухают цветы и уносится все суетное, мелкое, где красивые люди любят друг друга.
Вечер назывался «Четыре премьеры». Первая: новая книга Рады Полищук «Семья, семейка, мишпуха». Вот строки из послесловия, написанного Львом Аннинским: «В прозе Рады Полищук слышится трубный глас исхода и вечная неизбывная боль – то ли от несбыточности грез, то ли от сознания того, какой жребий выпал евреям на этой земле. Сквозь узнаваемые, утепленные юмором подробности конкретной семейной хроники – какой-то неземной, запредельный гул».
Вторая премьера: сценическая композиция «Зига и Зигфрид» по новой, еще не дописанной книге Рады Полищук «Лапсердак из лоскутов» (три «лоскута» будут напечатаны в № 3 «Дружбы народов»). Режиссер Светлана Силантьева, исполнители – студенты актерского факультета Международного славянского института. Виолончелист – Максим Золотаренко.
Третья премьера: песни и романсы из двух новых вокальных циклов, написанных композитором Эмилией Перль на стихи Рады Полищук.
И наконец – четвертая премьера: фрагмент из фильма «Утонуло в строке наваждение». Режиссер Гарник Аразян. Фильм сделан в жанре нон-фикшн. Это рассказ о судьбе писательницы, раздумье о жизни, литературе, о глубинах рода, его корнях в сопровождении прекрасной классической музыки и ярких пастелей Виктории Полищук.
Вечер продолжался более двух часов, но ни один человек не вышел из зала. А когда фильм был прерван из-за нехватки времени, многие сокрушенно вздохнули. Уходить не хотелось. Осталось в памяти: вдохновенные лица молодых исполнителей инсценировки; пронзительные звуки концерта Шумана, по признанию автора, попавшие в самую болевую точку ее прозы; голоса певиц – Ларисы Косаревой и Арины Сигитовой в сопровождении заслуженного артиста РФ пианиста Сергея Солодовника и скрипача Михаила Червинского.
Один из романсов называется «Это любовь?», перекликаясь с кадрами фильма: Переделкино, аллея, скамья, женщина, сидящая к нам лицом, и идущий к ней мужчина. Она поднимается ему навстречу, и вот уже, обнявшись, они сворачивают под своды деревьев┘ Звучит музыка Доницетти из «Любовного напитка». И все понимают – это любовь!