Памяти Николая Тряпкина верны: председатель комисии по наследию поэта при МГО СП Сергей Соколкин и глава администрации Лотошинского района Анатолий Лютенко.br>Фото Софьи Антоновой
Среди незаслуженно не оцененных поэтов Земли русской Николай Тряпкин занимает особую нишу. Преданный злостному умолчанию народный классик периода степенного «застоя»┘ Имперский непримиримый трибун времён сползания из благочинной совдепии – в нигилистическую либеральность┘ Как и повелось для «усердно атакуемых официальным забвением» поэтов – до неприличия талантлив, окружён горсткой почитателей и толпами завистников-хулителей.
В Центральном Доме литераторов состоялся вечер памяти Николая Ивановича Тряпкина – крайне неоднозначного поэта, с многовекторными творческими порывами. «Он был и лиричным┘ и лукавым┘ и возвышенным, и даже – демонстративно грубоватым» – отмечалось на вечере.
Поставлен многими исследователями и критиками в один ряд с Есениным и Рубцовым┘ Но не вошел не только в Большую советскую энциклопедию, но и во многие более поздние словари. Отмечен Госпремией России в 1992 году┘ и упорно «не замечаем» до сих пор основной массой литературоведов.
Ведущий вечера поэт Сергей Соколкин рассказывал о своем знакомстве с Тряпкиным, о совместной работе. Сергей Куняев изящно развивал тезис об «отворении древних ключей, идущих еще от Праруси┘». Профессор Сергей Небольсин рассуждал о «трудных путях российской интеллигенции»┘
Критик Владимир Бондаренко отметил одну удивительную деталь: «В самые жесткие сталинские годы Николай Тряпкин писал стихи о Боге, об иконах┘ и ведь их печатали!» Хотя религиозность Тряпкина – очень личная, идущая в собственном творчески выстраданном русле: «Небо и преисподняя в песни мои легли┘», «Буду Господом наказан, буду дьяволом помазан┘ что за вера без хулы?»
«Сам русский народ неоднозначен┘ и его гениальные представители так же широки, как и народ в целом», – подытожил Бондаренко фразой, достойной школьных учебников.
Тряпкин умер традиционно для настоящего поэта – в нужде и одиночестве, не понятый в семье, забытый более удачливыми собратьями по перу┘ Теперь его именем названа улица и библиотека в подмосковном посёлке Лотошино, где он прожил большую часть жизни. Не случайно на вечере пламенную речь произнес Глава Лотошинского района, Анатолий Лютенко. Было отрадно слышать, что к Тряпкину пусть и запоздало, но начинает приходить заслуженное признание (хотя в соответствующей мере – пока лишь и в масштабах двадцатитысячного поселка). Лотошинские школьники изучают творчество Тряпкина на уроках литературы, его знаменитый земляк и тезка скульптор Селиванов готовится ставить в поселке памятник поэту. При столь показательном народном порыве на местах наметились некоторые подвижки и в Первопрестольной. При Московской городской организации писателей создана комиссия по творческому наследию Николая Тряпкина. Теперь ответные столичные меры – не за горами┘ Это – и издания полного собрания сочинений Николая Тряпкина, сборников исследовательских материалов по его творчеству, проведение статусных международных конференций и симпозиумов, учреждение именной стипендии для студентов творческих вузов┘