Поэт Анна Матасова и культуртрегеры из альманаха «Сердоболь» (Карелия) долго готовили зал литературного салона «На Самотеке» (МГПИ) к своему мероприятию. Они настраивали аппаратуру – готовили свет, звук – с видом людей, хлопочущих о сюрпризе. Когда в зале в первый раз погасили свет, оказалось, что сюрприз удался.
Анну Матасову в любом литературном сборище легко узнать по миниатюрности фигуры и габаритности фотоаппарата в руках. Этот вечер подтвердил, что она и человек, и поэт разносторонний. Трехчастная декламация стихов перебивалась фотопоказами под романтичную музыку. И хотя обычно на фото Анны литераторы мечтают увидеть самих себя, заснятое ею в Карелии, далекое от ярмарок тусовочного тщеславия, обворожило всех.
Анна – из Питкяранты, города лесорубов, края выползающих на огороды нерп, республики мгновенного лета. Туда ей судьба была уехать из Петербурга вслед за любовью. И вот когда молодая семья с ребенком оказалась вдруг без средств к существованию и Анна устроилась журналистом в местную газету, в редакции ей торжественно вручили не вполне исправную «мыльницу». Так поэт Матасова начала учиться изображать мир без слов.
Злопыхатели могут подумать, будто своими снимками Анна добирала «очки» на вечере. Но это в корне неверно. Стихи Анны интересно слушать потому же, почему в радость смотреть на ее фотографии: в них ясный, не постановочный, в самой жизни расслышанный сюжет, острота прилежного наблюдателя и щедрость человека, который умеет чувствовать себя счастливым. Понравилось, что вопросы зрителей о фотографиях не преобладали над вопросами о творчестве. Абсолютной чемпионкой зрительских симпатий Матасова стала после третьего «сета» – прочитанного цикла «Азбукашки, или Костина азбука», сочиненного по мотивам диалогов поэта с малышом-сыном.
Выступавшие после Анны Матасовой авторы и издатели городского альманаха Сортавалы «Сердоболь» начали презентацию издалека. На экране, где только что был устроен живой фотоуголок для столичных жителей, возникла карта России. Эффектный и энергичный арт-менеджер альманаха Виталий Рыстов долго водил указкой от точки Москвы до точки Сортавалы, чтобы зрители успели прочувствовать расстояние. А изящная генеральный секретарь альманаха Светлана Романова огласила историю и перспективы проекта. Первый номер альманаха был выпущен в марте 2008 года на пожертвования частных лиц, сейчас организаторы пробуют заработать на него с помощью рекламного приложения. Журнал краеведческий и исторический, жизнеутверждающий. А что до патетического названия «Сердоболь», то так до 1918 года назывался сам город Сортавала – вот почему одной из инициатив альманаха стало братание Сортавалы с Сердобском, городом в Пензенской области.
«Провинция – это оценочное понятие?» – спросили зрители. Если и оценочное, ответили гости, то только со знаком «плюс».