Неистовый Борис Евсеев.
Фото Чеслава Чуканова
В клубе «Классики ХХI века» состоялся вечер финалиста премии «Большая книга-2009» Бориса Евсеева. Он рассказал о последних своих работах и подробно остановился на сборнике «Лавка нищих». Причем сделал это весьма необычно: Евсеев говорил о рассказах и новеллах, не вошедших в эту книгу, а также о том, из чего возникли, как и почему писались составившие ее произведения.
Живую реакцию вызвал рассказ о неопубликованных новеллах Евсеева. Рассказав о внутренних пружинах жанра, Евсеев сравнил наше время с 80–90-ми годами XIX века и проиллюстрировал свои мысли чеховским рассказом «Припадок», написанным, как известно, под влиянием смерти Всеволода Гаршина. «Я постоянно веду диалоги о прозе. Сам с собой и с лицами, облеченными властью. Именно искусство прозы формирует неложные, неподдельные мысли о действительности. Изменения в нашей стране – большие. А вот сам человек изменился мало! Он так же несчастен, затравлен и обездолен, как и в чеховские времена!» Парадоксально развивая свою мысль дальше, Борис Евсеев охарактеризовал последние три столетия российской жизни не как борьбу богатых и бедных, красных и белых, оранжевых и зеленых, а как борьбу дара с бездарностью. «Пока у нас побеждает – без-дарность. А иначе как объяснить долголетний неустрой, пренебрежение к человеку, бедность, благостную лживость?»
«История России – это история людей, а не история событий! – утверждал Евсеев на вечере. – Только саморазвивающийся рассказ с его здоровой фрагментарностью может по-настоящему охватить людские судьбы, показать всю их фантастичность и запредельную печаль. Поэтому рассказ сейчас – самый емкий и самый правдивый жанр современной литературы».