"Правая, левая – где сторона?"
Фото Андрея Щербака-Жукова
Если певец мельче авторов текста и музыки, он не даст песне зазвучать, стать явлением... Сергей Захаров, продолжатель вокального опыта Юрия Гуляева, Георгия Отса, Муслима Магомаева, со своей «широтой дыхания и распева, неожиданными переходами от мощного форте к нежнейшему пиано», умением исполнить песню многомерно, объемно, «рассказать» романсный сюжет – подлинный соавтор поэта и композитора. Об этих и других особенностях творческой манеры известного певца, о его жизни, насыщенной «победами в страдании», в своей документально-художественной книге «Сергей Захаров» рассказывает Елена Ерофеева-Литвинская. Ее презентация с участием Сергея Захарова недавно состоялась в Литературно-художественном салоне на Большой Никитской в помещении Московской городской организации СП России.
Книгу о своей творческой жизни Захаров воспринимает как попытку найти ответ на вопрос о его предназначении. Ерофеева-Литвинская, по словам артиста, «знает теперь его лучше, чем его домочадцы и он сам». Композиционно книга опирается на высказывание Захарова: «Первая половина жизни – это завоевание пространства. Вторая половина – завоевание времени». Издание снабжено словарем «Сергей Захаров от А до Я», включающим значимые для жизни артиста факты и артефакты, а также солидным фотоархивом.
Певец в камерной обстановке под аккомпанемент Александра Кагана с удовольствием и невероятным артистизмом спел несколько романсов, выбирая самые известные и веселые: «Правая, левая – где сторона? Улица, улица, ты, брат, пьяна!» Стихи и музыка, по его словам, живут в его сознании как содружество личностей. На презентации в основном были поэты, филологи, журналисты, и тема разговора не могла не коснуться литературы. Излюбленный круг чтения Захарова, по его признанию, – Диккенс, Ремарк, Моэм, Гессе.
Вместе с поэтом и генеральным директором МГО СП России Владимиром Бояриновым презентацию вел куратор Литературно-художественного салона на Большой Никитской и издатель книги Евгений Степанов. Извинившись за пафос, он признался: «Когда я слушаю Захарова, я понимаю, как люблю Россию». Константин Кедров заметил, что голосом порой можно передать такие вещи, которые невозможно выразить в поэтическом тексте или философском трактате. Пение – уже само по себе природа, философия. В репликах всех выступавших звучала одна и та же тема: в своем творчестве Сергей Захаров органично передает русскую душевность и исповедальность.