Читает Вячеслав Харченко.
Фото Андрея Коровина
В литературном салоне «Булгаковский дом» прошел первый в этом сезоне конкурс короткой юмористической прозы «АББВ». Первый из серии, которая завершится в последний весенний день вручением победителю ценного приза. Это будет старинная книга, которую он должен будет обязаться в ближайшее время не продавать, а, напротив, прочесть и сделать выводы, как подобает писателю, – на бумаге.
Организаторы конкурса Александр Барбух, Евгений Беверс, Вячеслав Харченко, Ганна Шевченко задумали серию таких конкурсов, чтобы предоставить возможность молодым авторам работать не только и не столько с текстами – над ними они работают сами по себе, без посторонней помощи, – но конкретно с залом.
На конкурс были заявлены 32 работы: в основном из Москвы и Московской области, меньше из регионов РФ, несколько из Украины. Для чтения были отобраны 10 участников, из которых присутствовать на вечере смогли только шестеро: Алексей Самойлов, Владимир Пимонов, Алиса Орлова, Алексей Ушаков, Олег Железков, Алексей Ефимов, а также члены инициативной группы Вячеслав Харченко и Евгений Беверс.
Победителей выбирал зал путем простого голосования по троичной системе: 0 – плохо, 1 – средне, 2 – хорошо. Роганова Ирина, не проходя отборочного тура, выступила по собственной инициативе, все посмеялись, но поставили наименьшее количество баллов – как объяснили, «за то, что без очереди влезла».
Победителями на этом вечере стали Вячеслав Харченко, ностальгирующий по московской Олимпиаде с улетающим медведем в облаке разноцветных шаров, который, уменьшаясь, становился похож на кусок чего-то коричневого и нехорошего, окруженного тучей жирных мух; Алексей Ефимов, признавшийся, что из прозы у него за всю жизнь написано только 10 рассказов, следовательно, у Леши в запасе еще девять вечеров; и, наконец, большинством голосов первое место было отдано Алексею Самойлову с его примитивистско-абсурдистскими пьесами о противостоянии КГБ, ЦРУ и «Ниндзя» в борьбе за секретную «красную папочку».
В качестве мэтра присутствовал Лев Яковлев, который, пока шел подсчет голосов, обратился с жесточайшей критикой как к участникам конкурса, так и к организаторам, что его знакомые давно считают нормой и в чем не видят ничего отрицательного, а только положительное. Но ранее незнакомые не представляли себе, что можно говорить такие вещи на полном серьезе, и потому воспринимали все это как часть юмористической программы и смеялись. От этого Яковлев был немного растерян, рассеян и даже похвалил Беверса за «вполне сносную» организацию вечера, чему тот тоже был немало удивлен и пошел по пути наименьшего сопротивления, то есть рассказал несколько трагикомических анекдотов о знаменитостях.
Одним словом, собрались шумные веселые люди – те, кто подавал заявки на конкурс, и те, кто этого не делал, – в сущности, замечательные авторы. Жаль, что среди них не было в полном смысле этого слова юмористов. Однако действительно было весело. Может быть, это среда делает из простого человека юмориста?