На литературный вечер прозаиков Германа Садулаева и Сергея Шаргунова в петербургской галерее «Квартира Алексея Сергиенко» пришли десятки людей. Эти авторы наравне с писателями Прилепиным, Сенчиным, Гуцко создают непростую беллетристику. Со страниц первых лирических романов молодых авторов, обласканных прессой и литературными премиями, кровью льется новорожденная Россия, со своими плюсами и минусами, всенародным опьянением, безудержным желанием потреблять и редким человеколюбием. Трагедия страны проходит рефреном в романах «Птичий грипп» и «Таблетка».
Шестнадцатилетним мальчиком Садулаев, родившийся в селе Шали Чеченской Республики, приехал в дождливый Петербург и поступил на юридический факультет Петербургского университета. Первая и вторая чеченские войны прошли вдали от писателя, но оставили отчетливый рубец в его душе. Словно отравленный зарядом тока, отвлекаясь от чтения прозы, Герман срывался в негодовании: «Письменных столов и книжных шкафов в Чечне не существует как класса». «Чеченцы говорят: зачем нам книги? У нас есть книга, – вспоминал он. – И эта книга священный Коран».
Чеченскую тему, которая витала в широкой гостиной, наполненной под завязку людьми, невольно продолжил Шаргунов. «Есть ли в Чечне интеллигенция?» – спросил моложавый офисный клерк в покладистом костюме. «Есть», – сказал Шаргунов и рассказал, как посещал Чечню, жил у учителя русского языка, который прошел через издевательства, унижения, смерть сына и остался верен русской литературе. А в другой свой приезд в республику он избежал кровавой расправы цитированием стихов чеченского барда Тимура Муцураева. На что Садулаев не мог не заметить, что Муцураев – «очень паршивый поэт». И в рассказе «Пошлость», оконченном Шаргуновым накануне, то и дело проскальзывают разговоры о горячих чеченцах, хотя речь в рассказе шла о случайной парижской близости молодого художника из России и французской девушки Люси.
Сергей Шаргунов поделился историями о своих поездках по стране. «Надеюсь, вас не прикроют», – пошутил писатель, вспомнив недельной давности историю, когда после приезда литератора в Северодвинск работы лишился литературный критик Андрей Рудалев, по чьему приглашению Сергей посетил город. «Сегодня лишены актуальности партии, движения, организации. России нужны личности», – считает Шаргунов и, вторя Садулаеву, советует не раболепствовать.
С литературой в Петербурге более или менее все хорошо, считают писатели. Плохо в регионах. «В Ярославле закрывают книжный магазин, – рассказал Шаргунов. – На его месте откроют очередной ювелирный». По мнению прозаика, ситуация с провинциальным книжным отражает состояние России целиком, когда материальная выгода, сиюминутный заработок важнее духовной составляющей страны. «Литература всегда была в центре жизни России. Без литературы нет России», – обреченно полагает Сергей, сын православного священника.
Вечер длился более двух часов. Постоянные вопросы, словесные стычки, перебивки чтением рассказов. Закончил встречу Герман Садулаев лирическим произведением из книги «Радио Fuck». Тихий, мягкий, плывучий голос писателя заставил замереть на минуты гостей. Одна девушка всплакнула и, надевая легкую курточку, заметила автору: «Современная проза – это эхо сердца».