В руках у Сергея Бирюкова и кукла занимается саунд-поэзией.
Фото Анны Харитоновой
Вечер «Лапа Азора: Only Sound», организованый журналом литературного и художественного авангарда «Другое Полушарие» и Международной Академией Зауми при участии «Культурной инициативы» и прошедший в клубе «Улица ОГИ», собрал много слушателей и зрителей. Верхний зал был переполнен. Дело, видимо, в том, что зрелище предлагалось необычное – «саунд-поэзия в чистом виде, это слово, растворившееся в звуке, это звук, превращаемый в Слово». Ведущий вечера Евгений В.Харитонов сказал: «Многие просились на это выступление, говорили: «Ну я же тоже хорошо читаю свои стихи», – но мы были строги в отборе».
Открыл выступление патриарх направления, основатель Академии Зауми, русско-германский поэт и филолог Сергей Бирюков. Точнее не сам он был первым, а кукла со звуковоспроизводящим механизмом внутри. Потом были и стихи, исполняемые нараспев: «Мысль изреченная есть ложь/ Мысль изреченная есть вошь/ Мысль изреченная есть тож/ Мысль изреченная есть что ж/ Мысль из-реченная ни что ж/ Мысль из-реч-енная есть нож┘» Было похоже на поющего Хлебникова.
Следом выступал еще один признанный мастер словесных эквилибров – Герман Лукомников. Он, стремясь призвать зал к тишине, читал очень тихо. До галерки доносились лишь разрозненные слова.
Дебютантка вечера, румяная и ясноглазая 16-летняя Анна Харитонова поразила всех молодым задором. Она пела, вскрикивала, потягивалась – и во всем была прекрасна. Слова отошли на второй план.
Дмитрий Строцев из Минска – частый участник фестивалей «Лапа Азора». В его творчестве, пожалуй, предельно плотно и органично сплелись две составляющие саунд-поэзии. Он – поэт высшей пробы, его стихи можно читать с листа, а можно слушать, как он, подобно то скоморохам, то обрядовым певцам, исполняет их со сцены. Дмитрий читал произведения, с которыми когда-то в 80-е приходил на прослушивание в минский┘ рок-клуб. Но вскоре он понял, что гитара ему не нужна. «Было! Было! Было! Было!/ Было! Было! Было! Было!/ На улице Белинского/ В двенадцатом часу!/ Тетя: Ага! Дядя: Ага!/ А гражданин Фрякин/ Фотопарат достал!/ А гражданин Брякин/ Пол-литра достал!/ А гражданин Крякин еще спал!»
Как всегда, выразительна была Света Литвак. Вера Сажина в большей степени предстала не как поэтесса, а как этнопевица – она была в чем-то напоминающем и шаманскую шапку, и потертую горжетку одновременно, на голове и пела, как представители народов Севера. Выступали москвичи Вячеслав Куприянов, Валерий Силиванов и приехавший из Питера Павел Байков.
Герман Виноградов еще раз подтвердил свою репутацию «великого и ужасного» – он какое-то время тяжело дышал в микрофон, а потом издал рык.
Завершился концерт выступлением еще одного гостя из Санкт-Петербурга, еще одного признанного мастера перформанса Александра Горнона...
Саунд и поэзия... Кто из них победил – судить, конечно, зрителям. Главное, никто не скучал!