Вещность в метафорах и метаморфозах...
Рисунок Виктора Гоппе
Есть фолианты – печатные. Есть – устные...
А есть книга – зрелище, развернутая в пространстве... Такая новационная книга явилась в свет благодаря отважному решению Музея современного искусства – впустить ее в академические выставочные залы. Это круто. Неожиданно. Эстетически – агрессивно.
Продюсер – известный далеко за Москвой коллекционер Борис Фридман. Куратор проекта – легендарный в художественных кругах Юрий Никич...
Но ничто такое не было б возможно, когда бы не Поэт и не Художник – главные персонажи этого вернисажа...
Ядром книжной феерии стало новое переложение «Слова о полку Игореве» на иное поэзомышление, сотворенное Виктором Тинаевым еще в 70-е годы (к сожалению, поэта нет среди нас уже лет десять).
А пушечный выстрел этого ядра в современную будущность и будущую современность дерзко исполнил в лучших традициях авангардизма художник Виктор Гоппе, один из самых радикальных и экспериментальных сотворителей книги художника как богатейшего и шедеврального вида искусства. Лидер и креатор его бурного развития и чрезвычайного преобразования...
Поэт и Художник не «умирают» в каноническом тексте, а переосмысляют его не только сквозь свои личности, но и сквозь всю совокупность промчавшейся за века культуры...
Это только кажется, что совершенные произведения прошлого не нуждаются в наших косновеяньях. Именно они-то и нуждаются. Именно их и хочется проверить на крайнюю современность, испытать на непредсказуемое будущее... А несовершенные – покоятся в архивах и не нуждаются ни в чем и ни в ком...
Художник Виктор Гоппе не боится ни конкуренции, ни сравнений с великими предшественниками, ни обобщений двухсотлетнего жития «Слова...» среди нашего бытия. Именно поэтому своеобразная книжная трилогия (три зала выставки, три тома книги) начинается с расчета с прошлым. С цитат словесных и картинных. Это общение читателя – с обобщением...
Другой зал – собственно выставка Викторовых рисунков, графики, живописи к «Слову о полку...»
А третий – внимание! – абсолютно новаторский: впуск в выпуск книги. В мастерскую, где явлен процесс изваяния литературы: делание авторской бумаги, печатание автобиографий, особенный шрифт...
Гоппе подошел к проекту системно. Поселили в книжно-выставочное пространство – шкатулки... ковшики... раненых половцев. Основа этого «Слово...» – всеобъемлющая вещественность, Вещность в метафорах и метаморфозах...
В издании – этом стройном здании историософских изысканий – эффектно соединяются пласты культуры – и пластика общения с ними новейших форм искусства... Архаика и авангард скрестили здесь не шпаги, но – объятья...
Истовость Истории, Истина о ней – источаются сквозь гротескное стило Художника – архиактуального посредника меж временами.
Стиль – мощь... Эпический размах лирических экстримов...
Кстати, текст существует не только в контексте художника, но и – сам по себе. Самоцельно и самоценно... Поэт не забыт, а царит в тонком артистичном прочтении вдовой Виктора Тинаева, создающей звукоауру представления... Лирический подвиг Сочинителя, посещавшего семинар Ильи Сельвинского, не канул в Лету...
Его присутствие подчеркнуто и общением художника с поэтом. В «Письме на тот свет» Гоппе делится со своим заочным партнером размышлениями об искусстве. Очень болевыми и очень серьезными:
«Бюрократы как были, так и остались. Играют примитивно, отнимая у художника полигоны абстракции и примитива. Много лишних энергий, от этого возникает шелуха, грязь и прочая неразбериха... информации становится слишком много. Некоторые, не умея трансформировать, переписывают и перерисовывают ее элементы в свои реестры, считая проделанное актом современного искусства...»
Выставка «Новое слово» – уникальна и до острого теоретизма, подобного вышеприведенному... Это именно новое слово в выставочной эстетике – не только сегодняшнего дня...
«Книга художника», становящаяся при живейшем участии Виктора Гоппе, – заявлена как постоянная величина Музея современного искусства Зураба Церетели. Это значит, что она причислена к лику призванных. И входит в элитный клуб искусств...