Ольга Новикова не подсудимая, а свидетель.
Фото автора
Малый зал Центрального дома литераторов на один вечер превратился в зал судебных заседаний или диссертационный совет – здесь прошла защита нового романа Ольги Новиковой «Гуру и зомби», вышедшего в этом году в составе серии романов автора в издательстве «Центрполиграф».
На защите собралось много людей с академическими степенями и званиями – пожалуй, ни у одного из осужденных в мире не было так много остепененных адвокатов и обвинителей. Автора «обвинили» в воровстве (читательского времени), шпионаже (за героями), убийстве (героев). И даже в измене: правда, не кому, а чему – своему любимому жанру филологического романа.
Новый роман Ольги Новиковой представляет собой сплав интеллектуального романа и детектива. В активный обиход автор вводит понятие «гурение» (явление, порождающее зомбирование) и устойчивое сочетание «гуру и зомби». Романист описывает особую психотехнику – с ее помощью главный герой, харизматическая личность Нестор, овладевает сознанием паствы, к которой в основном примыкают женщины. Сама Ольга Новикова объяснила идею своего романа так: «Мысль моя была в том, что гуру и зомби – это бактерии, живущие в каждом человеке. Когда одна из бактерий начинает главенствовать, человек заболевает. Должна быть гармония гуру и зомби внутри нас».
«Обвинения» огласила председатель ученого совета (она же судья) Наталия Азарова, предоставив присутствующим высказаться. Регламент выступления для сторон защиты и обвинения был жестким – выступающие могли говорить, пока своеобразный хронометр, механическая игрушка-зебра, пересекал стол, за которым сидела автор романа. Но привыкшие к форме лекции и доклада выступающие (а вслед за ними и зрители) о регламенте порой забывали.
Татьяна Давыдова в своем защитном слове отметила острое социальное зрение Ольги Новиковой, ее умение создавать жизненные характеры, в том числе второстепенных персонажей. «Адвокат» подчеркнула заражающую силу романа Новиковой, который требует прочтения за один раз, впустив, уже не отпускает от себя. Творчество Новиковой Давыдова видит в литературной традиции Трифонова, Петрушевской, Маканина.
Татьяна Набатникова обратила внимание на особый дар автора романа «Гуру и зомби» сочувствовать каждому герою и ее взрывообразную метафорику, по типу метафоры назвав Новикову «спринтером в литературе». Валерий Липневич предложил ноу-хау – создать компьютерную игру по романам Ольги Новиковой. Их можно будет раскладывать как пасьянс: один король и четыре дамы, одна дама и четыре короля┘
«Неслучайные случайности» в романе Новиковой увидела Наталья Фатеева. «Хроникой наших дней» назвала новую книгу Наталья Малыгина. Ольга Новикова действительно знаток жизни современной московской интеллигенции, среди ее героев – узнаваемые типажи художников, юристов, журналистов, преподавателей, бизнесменов. Редактор романа Ольга Юрьева в шутку вывела автора на чистую воду: оказывается, на путь криминала Новикова стала уже давно, еще в своей ранней повести «Убить». Данила Давыдов попросил переквалифицировать «подсудимую» в свидетеля, который наблюдает за психологией окружающих. Роман, по мнению критика, существует в нескольких кодировках. Авантюрный сюжет – некое покрывало, наброшенное на текст.
Евгения Балан нашла в современном романе аналогии с классикой. У присутствующего на встрече клинического психолога Елены Леонтьевой появилось желание оправдать как гуру, так и зомби, потому что оба этих проявления психологии естественны. Среди выступающих были супруг Ольги Новиковой известный литературовед, доктор филологических наук Владимир Новиков и ее сестра-близнец, художник Евгения Горчакова. В прозе Ольги Новиковой нередко интерпретируются близнечные мифы, в паре близнецов всегда присутствуют ведущий и ведомый – здесь отражено влияние отношений с сестрой. Владимир Новиков рассказал о тройственном литературном проекте «Семейный дневник», авторами которого стали он сам как теоретик литературы, Ольга как практик и их дочь Лиза как литературный критик.
Роман Ольги Новиковой напоминает о необходимости психологического баланса внутри каждого человека и социума в целом.