Всегда удивлялся на людей, которые уже лет 20 стенают о гибели культуры. Мол, при советской власти с искусством было. А «щас»? Но за эти годы журналов, газет – стало на порядок больше. Вот и с издательствами – то же. Их стало столько, что – не уследишь. Умом и зрением – не объемлешь. А то, что тиражи пали, так при нынешнем изобилии – это неизбежность. Мы все больше – размежевываемся. Не только читатели выбирают Автора. Автор тоже – выбрать не дурак...
Одна беда: за издательскими монстрами, частоколом их спин и возможностей часто не видны небольшие, но яркие издательства некоммерческой, неформатной литературы: их информационный тиражный ресурс несопоставим с монструозными...
Но вот наступает Юрьев день издателей – очередная книжная ярмарка на ВВЦ, и все оказываются на равных с читательским Рандеву...
Я спросил у организаторов нынешней: не выделены ли как-то успешные, но небольшие проекты? Например, в одном месте или отдельной строкой...
«А зачем?» – резонно спросили меня...
И я подумал – незачем. Незачем их опять загонять в резервации, откуда они и так еле вырвались... Из-под пресса Большой прессы и «Большой книги»....
Лучше – органика единого книжного братства и пространства, а не льготная адаптация...
Читатель сам разберется и сам найдет (ненужное – зачеркнет).
И вот картинка. Пока конкурсы ищут своих больших лауреатов (в «Книге года», например), по соседству с ними свои маленькие книги-шедевры развернуло творческое объединение «Авторская рукописная книга» (инициатор и руководитель – доктор филологических наук, лауреат Госпремии еще СССР Светлана Никольская). Это книжки-малютки – тиражом мизерным, а ценой в сотни рублей...
Неформатно иногда выступали здесь самые крутые звезды... Свой «Сольник» (это первый сборник стихов легендарного Юрия Шевчука и книжного клуба «36,6»). Это его поэзия, не случившаяся как песня, не обретшая музыкального дыхания...
А Артемий Троицкий переводил с «поп- и рок-журналистского» на русский: представил популярный лексикон «POPLEX» (с тем же клубом). Вообще мне кажется, что рвы раздрая меж двух книжных стихий стали как-то менее заметны и разделяющи. Я видел, как радовался поэт Александр Шишкин, что его издательство «Арт Хаус медиа» было отмечено в шорт-листе конкурса «Книга года» в номинации «Поэзия года»...
Короче, ярмарка предоставила возможности для неформатной литературы, чтоб – была услышана. Чтоб оставила «Свою строку в Истории». Так называется проект Фонда Сергея Дубова. Это «Народный архив. Век XX...». Публикация «воспоминаний, дневников, писем, стихов, судебный протестов...». В рекламе сказано: «Каждый может вписать свою строку или страницу в историю огромной, вечно неспокойной, разноплеменной страны. Быть может, собранная вместе, это будет самая живая и достоверная информация, посылаемая потомкам и миру...»
По большому счету вся ярмарка – такой коллективный информатор будущего...
Она не только поддержала обозреваемую здесь литературу, но и пытается подвести под нее научную базу. Чему служит, например, конференция «Малотиражное и единичное производство книг. Печать книг по требованию». Но очень бы хотелось бы где-то прочитать исследование о сетературе как совершенно новой эстетической реальности, взрывающей традиционное писательство и становящейся на наших глазах.