Слышал ли стихи Евгения Евтушенко памятник Феликсу Дзержинскому?
Фото автора
19 августа поэт Евгений Евтушенко выступил в столичном парке искусств «Музеон» – единственном в России музее скульптуры под открытым небом, что расположен у ЦДХ на Крымском Валу. Говорят, что стихи здесь не звучали с 1992 года.
Гендиректор «Музеона» Михаил Пукемо открыл «волшебное действо» среди картин и скульптурных композиций не менее волшебным колокольным звоном. Пока гости зеленого театра собирались и рассаживались, из динамиков звучали песни, написанные на слова Евгения Александровича. Сам же автор общался с журналистами: говорил о толерантности к искусствам и историческим персонажам, о том, что площадка для чтения стихов ему нравится (он выступал там впервые).
Посреди сцены стояла скамейка, рядом – столик с книгами, а поодаль – вазон с большим букетом из полевых цветов и корзина с яблоками. Яблоки лежали и на рояле в глубине сцены – Яблочный Спас все-таки.
Можно было предположить, что Евтушенко начнет со стихов, посвященных жертвам трагедий нынешнего августа, – ЧП на Саяно-Шушенской ГЭС, теракта в Назрани или столкновения самолетов «Русских витязей», но то ли стихи пока не написаны, то ли не будут написаны вовсе... Зато поэт сообщил о том, что совместно с другом-композитором Раймондом Паулсом подготовил 13 новых песен (планируется, что программа будет состоять из двух десятков произведений), и начал с лирики: «Я был влюбчив, я был въюбчив,/ Но, глаза мне отворя, Бог шепнул:/ «Взгляни, голубчик,/ Эта женщина – твоя!..» Потом читал стихи о конкретной женщине, «которую не поняли при жизни» – о Раисе Горбачевой: «┘Российская первая леди по самолетному трапу/ Сходила, изящно ступая, по зависти и по трепу/ Своих соотечественниц,/ Мужьями-пьянчугами изувеченниц,/ Увидевших в ней не Россию и не себя в ее образе,/ А выскочку из навоза какой-то ставропольской области┘» Далее звучали другие новые тексты: «Шепот на кухне», «Ревность», «Человек, похожий на Евтушенко»┘ Поэт хитро улыбался и спрашивал у публики: «Ну что, могу еще писать стихи?» Зрители, естественно, соглашались.
Затем он исполнил «Эпитафию», написанную, чтобы отбить хлеб у злопыхателей. Любопытно, что это стихотворение составлено исключительно из цитат, собранных из печати: «Чтец-декламатор! Бабник! Пустобрех!/ Что ни строка – то фальшь, подлог, подвох.../ Чтоб сделать наш народ к нему добрей,/ Он в «Бабьем Яре» скрыл, что он – еврей┘» Конечно, Евтушенко надо слышать: неподражаемая манера, артистичность, голосовые модуляции – эти качества проявляются до сих пор без скидки на возраст. А сколько чувства юмора и самоиронии: «┘По отношеньям к женам – негодяй!/ По стилю одеваться – попугай!/ Он бомбы поставлял для Че Гевары/ И прочие подпольные товары./ Он – КГБ секретный генерал/ На спецзадании, он – не умирал┘»
Конечно, Евтушенко рассказывал о любви к родной станции Зима. О том, что побывал в 96 странах и только в течение прошлого года дал 54 выступления в России. Потом опять звучали стихи. Хрестоматийные и новые. Самым сильным номером вечера было исполнение стихотворения-репортажа «СССР–ФРГ, 1955 год» (о легендарном футбольном матче, проходившем в Москве): «┘И, может, египетские пирамиды,/ чуть вздрогнув, услышали где-то в песках,/ как с грохотом катят в Москве инвалиды/ с татуировками на руках./ Увидела даже статуя Либерти,/ за фронт припоздавший второй со стыдом,/ как грозно движутся инвалиды те –/ виденьем отмщения на стадион┘» Четверостишия-перепасовки, пенальти рефренов и ассонансных рифм. Болевые стихи. Разрезающие пополам! «Вы знаете, немцы, кто лучшие гиды?/ Кто соединил две Германии вам?/ Вернитесь в тот матч, и увидите там./ Кончаются войны не жестом Фемиды,/ а только, когда забывая обиды,/ войну убивают в себе инвалиды,/ войною разрезанные пополам». Чтение вызвало шквал аплодисментов.
Стихи о футбольном поединке Евтушенко написал минувшей весной в Оклахоме и уже напечатал в новой книге «Моя футболиада: поэзия, проза» (Полтава: ООО «АСМИ», 2009). Удивительно, но в России этот сборник поэт издать не сумел; даже обращение в адрес Виталия Мутко, главы Министерства спорта, туризма и молодежной политики России, не принесло результата (по этому поводу Евтушенко прочитал, словно пробил по воротам, едкую эпиграмму).
Евгений Александрович рассказывал про недавнюю поездку в Чили и про подготовку к экранизации своей поэмы «Голубь в Сантьяго», про работу над пятитомной антологией «Десять веков русской поэзии» и про становление своего музея в Переделкине (сейчас там только живопись и фотографии но в будущем скорее всего, появится и литературная часть), про золотоискателей и влияние поэтики Бродского на современную поэзию, про «недогрех» и капитализм, про игрока сборной России Андрея Аршавина и легендарных футболистов эпохи Советского Союза: Льва Яшина, Всеволода Боброва, Олега Блохина┘
К концу выступления поднялся ветер и похолодало. Пошел дождь. Люди открыли зонты, но не разошлись. Пойдя на уговоры публики, Евтушенко согласился надеть куртку и окончил выступление задорной читкой-пением «Баллады о пятом битле». Потом поэту несли цветы.
Слышал ли стихи памятник Феликсу Дзержинскому? Возможно. Но совершенно точно, что его слышали те памятники, что были поближе к эпицентру: Сергей Есенин, Анна Ахматова, Махатма Ганди┘ Кажется, все они остались довольны. «Музеон», кстати, намерен устраивать поэтические выступления на этой сцене регулярно. Начало положено.