Лети-лети, символическая птица-тройка!..
Фото автора
В мае этого года в самом центре Италии, в Тоскане, по частной инициативе художника и поэта Михаила Погарского был установлен памятник Гоголю. Каждый год здесь проводится международный арт-фестиваль «Ателье ди Артиста», куда приглашаются 12 художников из разных стран мира. Художники в течение недели живут и работают на виноградных фермах, которых в округе ровно 12. На прошлогоднем фестивале четыре художника: Винченцо Баллена (Италия), Михаил Погарский (Россия), Аяко Накамия и Тетзуро Шимозо (Япония) – обнаружили на одной из ферм несколько разбитых карет XIX века и решили на следующий год на их базе сделать какой-нибудь арт-проект. В течение года шел плодотворный обмен идеями и эскизами. И в конце концов все согласились с предложением Погарского сделать летающую карету – «Птицу-тройку», посвященную 200-летию со дня рождения Гоголя.
В процессе работы скульптура получила и второе название «Арт-Яма», которое сопряжено со множеством дополнительных смыслов. Дело в том, что кроме русского значения у слова «яма» есть множество иных: в индийской мифологии Яма – бог подземного царства, который в своих поисках поднялся на небо и разрушил человеческое бессмертие, в Монголии и на многих тюркских языках ям – это дорога, в Японии яма обозначает гору, в старой Руси ям – почтовая станция, на которой ямщики меняли лошадей.
В результате недельного труда из частей старых телег художники сотворили скульптуру высотой 4,5 метра и длиной 7 метров. Конструкция состоит из двух карет. Одна движется параллельно земле строго на Юг – к владениям бога Ямы. Вторая вырывается из ее сердцевины в небо на Север – к полюсу духовного мира. На кареты нанесены русские и японские стихи и высказывания, которые превращают скульптуру в гигантскую книгу!
Образ этой летающей колесницы, безусловно, дает отсыл не только к Гоголю, но и к конструкциям летательных аппаратов, которые разрабатывал 500 лет назад уроженец Тосканы Леонардо да Винчи.
Памятник получился очень символичным и многоплановым. Во-первых, эта парящая повозка во многом отражает кризис современной России. Вместо разряженной, сытой и гладкой тройки с бубенцами, описанной Гоголем в XIX веке, проржавленная, потрескавшаяся карета третьего тысячелетия, которая, однако, несмотря на свою ветхость все равно остается птицей и рвется из ямы ввысь к своему возрождению – к Полярной звезде, к духовному центру мироздания. Она несет стихотворные послания в далекий космос. Напоминает о великой русской литературе. И самим своим существованием утверждает, что кризис не коснулся настоящего искусства. Во-вторых, «Птица-тройка» пронзает пространственно-временной континуум, объединяя современность с мирами Гоголя и Леонардо. Она работает подобно машине времени, для которой не существует никаких преград. В-третьих, эта скульптура соединяет в единое целое различные страны и культуры. Созданная художниками трех стран «Птица-тройка» вылетает из индийского подземного царства, из мрачных владений грозного бога Ямы, минует все наши российские ямы и по монгольскому ям-пути, через японские яма-горы, управляемая невидимым ямщиком, несет литературно-философский месседж к космическому полюсу мира и к будущим поколениям.