Сергей Соловьев – почти Маугли.
Фото автора
В клубе «Улица ОГИ» состоялась презентация новой книги прозаика и путешественника Сергея Соловьева «Индийская защита». Автор – писатель, художник, путешественник, создатель творческого проекта «Речевые ландшафты». Последние пять лет Соловьев почти безвылазно проводит в Индии – пишет, фотографирует полудикие племена и природу, пытается создать международный арт-ашрам (духовную общину) в предгорье Гималаев.
Перед чтением Сергей Соловьев вспомнил, как пару лет назад оказался с женой в дремучих лесах на одном из рукавов Ганга: «Вожделенная, давняя, детская, несбыточная мечта отправиться безоглядно, как Маугли, в джунгли была совсем рядом, на расстоянии вытянутой руки. И вот мы решились┘»
Соловьев рассказал и про трехчасовое форсирование мелкой, но быстрой и порожистой реки, и про преображение дневного блаженного тихого леса в сумеречный («отовсюду слышался рев, шип, скрежет; из-за каждого куста доносилось дыхание жизни»), и про встречу с аборигеном, похожим на корягу, который на каком-то древнем языке предупредил об опасности┘ Потом писатель рассказал о встрече со стадом слонов, на тропе которых он случайно оказался: «Мы привыкли в зоопарках видеть их в совершенно другом образе. От слона, при его нежелании вашего присутствия, спасения нет. Можно уйти от неприкаянного тигра, но от слона – нельзя┘» После всего этого Соловьев с супругой ночевали в пещере аскета, вырытой в песчаном обрыве. Более того, зачали там ребенка, который на презентации тоже присутствовал┘
Обстановка в зале соответствовала рассказам – на стенах висели картины Александра Тихонова из серии «Звери». Соловьев пояснил, что книга «Индийская защита» – преимущественно не об Индии, хотя путевые очерки имеются, что книга состоит из частей-«территорий» (в одной – высказывания о литературе и не только, в другой – лирические новеллы). Всего – около трех десятков «высказываний».
Соловьев говорил о недавно умершем многолетнем друге Алексее Парщикове. «Для меня лично это уход едва ли не единственного моего собеседника. Я до сих пор этого не понимаю. Сердце онемело, голова не хочет, не может, не в состоянии думать┘» В книге есть две коротенькие зарисовки о Парщикове и его поэтике.
Рассказ «Семь тысяч лет» вызвал у присутствующих смех. А как не рассмеяться, если так называлась горячая закуска в списке «египецких блюд» какого-то кафе: «Намазал я семь тысяч лет на хлеб и съел┘»
Наибольшее впечатление произвело чтение суммирующего текста-рассуждения под названием «Ахимса». (Это понятие означает непричинение вреда никому и ничему живому, ненасилие: «вот что в начало положено – в начало мысли, чувства, ощущения себя в мире: ты, человек, не выше воды, не чище огня, не дороже дерева».) «Вся история Индии – это последовательное ханжеское ее вытравливание с лица земли. Нет, не так. Мать насиловали. Грудь посасывали и насиловали. Поглаживали по голове, а горло к земле прижимали – коленом┘ Здесь что-то не по земным законам, не отсюда она┘»
Таков Сергей Соловьев. Полюбил Индию сам, дает полюбить другим. Приобщает, готовит к эмиграции. В Индию-страну или в Индию в себе.