Татьяна Щербина обличает свинофобию.
Фото Игоря Сида
Ключом к пониманию человеческой натуры является свинья – носитель одного из самых инфернальных и в то же время самых человечных образов в мировой литературе. К такому выводу пришли участники акции Крымского клуба в цикле «Зоософия». Круглый стол «От Пятачка до вепря Ы: свиное в литературе» в Институте проблем экологии и эволюции объединил поэтов, писателей, зоологов и охотников. Натуралисты шокировали литераторов, развенчивая общепринятые мифы о свиньях: об их хрюканье (на самом деле звуковая коммуникация у семейства свиных сложнее, чем даже у дельфинов); о наземном образе жизни (так, африканские бородавочники обитают в норах); наконец, об их нечистоплотности (из-за чего несчастных хрюшек веками содержат в условиях совершенно свинских). Исходя из последнего факта, поэт Татьяна Щербина в своем выступлении поставила вопрос ребром: почему свинья в отечественной литературе в отличие от литератур других народов почти никогда не бывает положительным героем? А для ряда мировых религий вообще является нечистой тварью! Прозаик и критик Юрий Нечипоренко рассмотрел свиные образы в прозе и письмах Гоголя. Выяснилось, что Николай Васильевич подспудно всю жизнь, штрих за штрихом, раскрывал родство свиньи с нечистой силой. Ведь черт из русских сказок и есть типичный свин, снабженный человеческими конечностями, коровьими рогами и хвостом. Писатель и куратор из Австралии Татьяна Бонч-Осмоловская обозначила параллели и различия между свиньями – персонажами европейской литературы и сумчатыми свиньями из австралийских мифов. Неожиданный поворот темы представило творчество поэта Вепря Петрова, взявшего себе псевдоним как символ трагического конфликта с миром.