Андрей Турков представляет Евгения Войскунского.
Фото Андрея Щербака-Жукова
9 апреля писателю Евгению Войскунскому исполнилось 87 лет. А несколькими днями спустя в Малом зале ЦДЛ прошел вечер, посвященный последней его книге «Полвека любви». Автор назвал ее «мемуарным романом». В книге на переднем плане – история любви длиной в полвека, от января 1939 года, когда бакинские десятиклассники Женя Войскунский и Лида Листенгартен, знакомые с детства, вдруг словно впервые увидели друг друга, и до сентября 1988-го, когда состоялись похороны Лидии Владимировны.
Войскунский назвал «Полвека любви» своей Главной Книгой, потому что она посвящена самому главному чувству в его жизни. Эта любовь поддерживала его в наиболее тяжелых и драматических испытаниях, и прежде всего в годы войны, когда он, военный моряк, сражался на Балтике, участвовал в обороне полуострова Ханко, защищал Кронштадт. Войскунскому, по его словам, повезло – он не был «разорван осколками снарядов, не сгинул, не сгнил на дне Финского залива, не «загнулся» от голода и дистрофии в блокаду». Это умная и честная проза, написанная сильным человеком, потому что только такой способен так исповедально-открыто говорить о своей любви.
На вечере в ЦДЛ, который вел Андрей Турков, выступали прозаики, поэты, критики Александр Ревич, Игорь Минутко, Лев Данилкин и другие. Они говорили о прекрасном пути Войскунского в литературе, о его бескомпромиссном служении отечественной словесности. В оценках его новой книги звучали слова «гражданский и человеческий подвиг», «эпохальное произведение». По словам Марка Кабакова, «Войскунский создал художественную историю своей жизни┘ показал универсальность истории любви при всей ее обыденности». Чингиз Гусейнов среди прочих достоинств книги выделил то, что автор, рассказывая о своих встречах со многими азербайджанскими и русскими писателями, ныне, увы, забытыми (потому что их книги не переиздаются), сохраняет, в сущности, для потомства их имена. Звучали сравнения «Полвека любви» с книгами, ставшими знаменем своей эпохи: с «Войной и миром» Льва Толстого и «Жизнью и судьбой» Василия Гроссмана. О том, как готовилась книга к изданию, рассказал директор издательства «Текст» Ольгерт Либкин.
Об отраженной в книге другой творческой ипостаси Войкунского – писателя-фантаста, в 1980-е годы руководившего Московским семинаром молодых писателей-фантастов и Всесоюзными – «малеевскими» – семинарами молодых авторов, работавших в жанрах фантастики и детектива, рассказали Борис Руденко и Антон Молчанов.
Уже сейчас очевидно, что «Полвека любви» – одно из приметных явлений в отечественной прозе последних лет, как и роман «Румянцевский сквер», вышедший два года назад. И эти две книги, образующие тот своеобразный художественный комплекс, который хочется назвать «дилогия-эпопея», есть, по общему мнения собравшихся, ответ тем, кто считает, будто в современной русской литературе нет крупных фигур.