Мастер цвета и света – Сергей Коваленков.
Фото Валерия Сыроваткина
6 марта в Республиканской детской библиотеке откроется выставка ушедшего от нас художника книги Сергея Коваленкова. Он иллюстрировал Аксакова, Гончарова, Тютчева, Гашека, Диккенса, а также создал замечательные картинки для многих детских книг. Одна из них лежит на моем столе.
В бирюзовом небе летят часы, наклоняясь в потоке ветра, вперед, вверх, в птичьей стае и, как птица хвостом, размахивая маятником. А на передней сторонке переплета – синий конь острокрылый. «Синий, потому что из синей сказки», – сказал Сережа Коваленков нашему шестилетнему сыну, тоже Сереже, и крепко пожал своей большой ладонью его руку. Так у нас появилась книга Иманта Зиедониса «Сказки», которую пересказал с латышского Юрий Коваль, а нарисовал художник Коваленков. В Дзинтари, в Доме творчества художников, мы встретились и подружились с ним.
Сергей Коваленков художник поэтичный, нежный, его акварели прозрачны, зыбки, почти призрачны, а мои иллюстрации гротескные, даже где-то жесткие, но между нами возникло абсолютное понимание, душевные нити протянулись между такими разными художниками.
Умение построить пространство на странице, представить разворот книги как бескрайность, населив ее множеством всего, – одно из главных достоинств художника. И он это делает не как прилежный каталогизатор, а – вдохновенный поэт.
Феноменальный мир на иллюстрациях Сергея живет, пульсирует, мерцает, словно сотворен из световых субстанций. Это, собственно, не предметы, а сущности. Художник создавал их сначала легким прикосновением остро отточенного грифеля, излучающего электрическую энергию. Так когда-то в детстве, чтобы получить электричество, мы натирали эбонитовую палочку.
Энергия, заключенная в рисунке, не растворяется, не исчезает – художник закреплял ее, нанося на листы акварель, сперва прозрачную, а потом, после множества ударов кистью – пронизанную светом, идущим откуда-то изнутри.
Думаю, никто никогда не интересовался передачей света в книжной иллюстрации, как Сережа. Для него свет белой бумаги был священен. Нарисует картинку: человечек бредет по цветущему полю. Потом уменьшит ее до пределов разумного и поместит на странице так, чтобы мы поняли, до чего же одинок этот человечек во Вселенной, какой мир вокруг него бездонный и какой свет заполняет его. Книга сама по себе пространство, уже Вселенная, это хорошо знал книжный мастер Сергей Коваленков.
Книга «Сказки» поэта Зиедониса, писателя Коваля и художника Коваленкова вошла в золотой список книг, получивших международный диплом Ганса Христиана Андерсена. Какая радость, что мы сейчас можем войти в пространство, сотворенное художником, устремившись за Синим Конем его надежды. А рядом бежит Сережа, размахивая руками, смеясь и поблескивая очками.
И мы растворяемся вместе с ним в бесконечном свете трав, поля и огромного неба. И кто-то большой закрывает книгу, оставляя нас там. До поры до времени.