Премию Белкина за лучшую повесть года на русском языке учредили в 2001-м журнал «Знамя» и издательство «Эксмо». Ее лауреатами становились Сергей Бабаян, Марина Вишневецкая, Валерий Попов и Владислав Отрошенко. Затем награда несколько лет не присуждалась, а в прошлом году возродилась. В шорт-лист вошли повести «Медный закат» Леонида Зорина, «Надежда умирает последней» Татьяны Марьиной, «Рая & Аад» Марины Палей, «Ничья» Игоря Фролова, «Про Иону» Маргариты Хемлин и «Выпавший из круга» Сергея Юрского.
Церемония награждения проходила в столичном музее А.С.Пушкина на Пречистенке. Координатор премии, критик, первый заместитель главного редактора журнала «Знамя» Наталья Иванова поведала, что работа жюри (в составе председателя – главного редактора журнала «Континент» Игоря Виноградова, главного редактора еженедельника «Книжное обозрение» Александра Гаврилова, генерального директора издательства «Время» Бориса Пастернака, поэта, обозревателя Радио «Свобода» Елены Фанайловой и прозаика Владимира Шарова) была напряженной, но «до драки не дошло».
Леонид Зорин просил прощения за не слишком презентабельный вид («поскольку с трудом вырвался из цепких рук стоматологов»), рассуждал, почему у авторов возникает желание передоверить свои мысли и сюжеты постороннему лицу (как в случае Пушкина и Белкина), вспоминал Ираклия Андроникова и Корнея Чуковского. Кандидат философских наук Татьяна Марьина из Костромской сельхозакадемии рассказала, что ее повесть вышла тиражом 100 экземпляров и ни один из костромских писателей не сказал о книге доброго слова, а также провела параллели между собой и Василием Розановым, сказавшим: «Сам я, возможно, и бесталанен, но тема моя – гениальная». Марина Палей призналась, что в Нидерландах, где она живет, «не принято говорить красиво», и прочла заготовленный текст, впрочем, постоянно делая отступления. Игорь Фролов из Уфы утверждал, что в каждом прозаическом произведении заключено маленькое стихотворение, а из повестей Белкина «родилась вся русская проза». Маргарита Хемлин настаивала, что в мире нет вещей, знакомых до конца, до самого дна. Это касается и пушкинского творения, открывшегося ей с неожиданной стороны благодаря фразе известного ученого Николая Тимофеева-Ресовского: «Повести Белкина – это за всё слава Богу». Сергей Юрский не присутствовал на церемонии, так как в это время проходил его творческий вечер, о нем говорил Игорь Виноградов. Он прочел речь Юрского, написанную в форме телефонного разговора с Иваном Петровичем Белкиным, занятым работой над повестью «Дистанционный смотритель»┘
И наконец назвали имя лауреата – Леонида Зорина, заметившего, что получил премию «не столько за заслугу, столько за выслугу», а «решение жюри свидетельствует о его доброте». Помимо диплома Зорин получил 150 тыс. руб., остальные финалисты – по 50 тыс. Кроме того, был объявлен лауреат в дополнительной номинации «Станционной смотритель»: лучшим литературным критиком признали Аллу Латынину.