Елена Репина и Татьяна Виноградова в Музее Цветаевой.
Фото автора
В московском культурном центре «Дом-музей Марины Цветаевой» состоялся творческий вечер «Миф и Судьба». Его тема – Миф в нашей жизни (ни больше ни меньше). А провели два поэта – Татьяна Виноградова и Ирина Репина.
Их творческая жизнь чрезвычайно разнится: Татьяна Виноградова – автор нескольких поэтических книг, она регулярно выступает на московских литературных площадках. Ирина Репина – автор, пишущий давно, однако ее второй сборник лишь готовится к печати. Дело в том, что она – не только лирик, но и физик-океанолог и из-за бесконечных экспедиций у нее просто нет времени на участие в литературной тусовке. Тем не менее в стихах этих двух поэтесс нашлось огромное количество странных, необъяснимых, завораживающих пересечений и совпадений.
Простые, написанные в классической манере, порой – юношески-наивные строки Ирины Репиной чередовались с чеканными, почти медитативными стихотворениями Татьяны Виноградовой – разделенный на три части вечер открылся циклом «Тени Эллады», посвященным древнегреческим мифам.
Вторая часть вечера – «Библейские сказания» – представляла активный диалог двух поэтесс «По дороге в Вифлеем» (стихотворение Репиной), где трогательная «Маленькая Марта» и мрачный «Лазарь» Виноградовой соседствовали с познавшим «горькую науку странствий» «Блудным сыном» и с отчаянной и обреченной «Саломеей» Репиной. «Дорога в Дамаск» Татьяны Виноградовой прозвучала словно клич воинствующего Апостола Павла, бросающего вызов пошлости нашего мира: «Павел упрямо идет/ сквозь визг и скрип тормозов,/ сквозь нимбы рекламных щитов,/ возвещающих: «Да любите друг друга!»/ (Копирайт: Иисус Назорей,/ редактор: Денница aka Люцифер)./ Павел плевал на редактора и на пепел./ Павел будет любить этот мир,/ стиснув зубы. «Любовь долготерпит».
В последней «главе» вечера, «Скандинавские мотивы», доминировала уже Ирина Репина с циклом «Слушая Вагнера» – поэтическими фантазиями на темы опер великого немца: «И крик о любви заплетался за слово молитвы,/ Придав облакам с той любовью срифмованный цвет./ А Вагнер готовил оркестр для решающей битвы./ И занавес чей-то зловещий скрывал силуэт./ О, Боже! Зачем так скора и жестока расплата?/ Уводят любимых за море, за земли, в Аид,/ Уводят любимых за смертью, за славой, за златом.../ Потом либреттист поэффектней финал сочинит».
И, казалось бы, вот и конец, эффектный финал, но – к микрофону снова вышла Татьяна Виноградова и прочитала своих горько-ироничных «Младших богов»... Но и этот финал оказался ложным: в руках Виноградовой появились небольшой бронзовый колокольчик и деревянный пест┘ То, что началось, не получается назвать мелодекламацией (первое, что напрашивалось), это было сродни камланию, больше того – священнодействию. Под вибрирующее «пение» колокольчика Татьяна прочла одно из своих новых стихотворений «Голодные ангелы», и этот сеанс поэтического гипноза стал завершающим аккордом вечера. Он убедительно доказал, что Поэзия – именно так, с большой буквы – не потеряла своей магической власти над нами, ее ценителями, слушателями и читателями.