Киновед Юрий Михайлин рассказывает о Хитруке, Энгельсе, льве и быке.
Фото Ольги Лябиной
Книга Федора Хитрука «Профессия – аниматор», недавно выпущенная издательством «Гаятри», – в двух томах: воспоминания, уроки мастерства и др. Вот и московская презентация ее получилась двучастной и при этом ориентированной на раритеты. Примерно месяц назад в книжном магазине «Республика» посетители смогли увидеть – с комментариями киноведа – такие фильмы Хитрука, как «Икар и мудрецы» и «Человек в рамке». Вторая часть презентации, прошедшая на днях в клубе «ArteFAQ», включила демонстрацию практически никем не виденного фильма знаменитого мультипликатора «Юноша Фридрих Энгельс» (1970). Комментатором в обоих случаях выступил киновед, редактор-составитель двухтомника Юрий Михайлин. Сам автор, в силу почтенного возраста и недомогания, лично присутствовать на мероприятиях не смог.
Мультфильм про Энгельса снимался совместно аниматорами СССР и ГДР, и, несмотря на официозную тему, получился живой и даже местами озорной. Хитрук показал Энгельса-студента, еще не знакомого с Марксом и его освободительными идеями. На основе писем, рисунков, старых дагерротипов создатели фильма реконструировали образ Энгельса и всю атмосферу, окружавшую его в Берлине и Бремене рубежа 1830–1840-х годов. Этот юноша из богатой семьи был отличным карикатуристом, сатириком, автором тонких и глубоких писем. В ту пору он готовился к карьере коммерсанта и отнюдь не был сотрясателем основ капитализма┘ «Хотелось сделать фильм о взбалмошном юноше, необычайно одаренном. Он писал музыку, сочинял стихи, политические статьи в девятнадцать лет», – пишет о нем Хитрук в своей книге. Юрий Михайлин напомнил, что это был первый отечественный анимационный фильм в подобном документальном жанре – в нем весь визуальный ряд построен на подлинных рукописях и рисунках (позднее в схожей технике Хржановский снял мультфильм о Пушкине). По словам комментатора, один из портретов юного Энгельса художникам фильма все-таки пришлось воссоздать искусственно, а не знавшие об этом восточногерманские пропагандисты позднее использовали это изображение вождя как настоящее. (В СССР подобная трансформация произошла в свое время с образом Александра Невского, чьих изображений история не сохранила, зато всегда под рукой был кадр из фильма с Николаем Черкасовым.)
Увидели гости презентации и самый последний фильм, снятый Хитруком, – «Лев и бык» (1983). Он тоже не слишком широко известен зрителю. Самого мастера далеко не все устроило в этом фильме, однако в книге ему посвящена большая глава. «Лев и бык» – это старинная восточная притча о дружбе двух гордых и могучих зверей и о вражде, разжигаемой между ними злобным шакалом. Режиссер в книге называет этот сюжет трагедией шекспировского масштаба. Снят фильм по мотивам рисунков выдающегося книжного графика Владимира Лебедева к одной из любимых детских книг Феди Хитрука. Спустя 60 лет он оживил кумиров своего детства. Как и другие работы Хитрука, этот фильм получился экспериментальным по технике изображения. Персонажи фильма нарисованы углем на пропитанной подсолнечным маслом особой перекладочной бумаге – благодаря этому картинка приобрела объемность, многослойность и глубину. Об этой необычной технологии мастер подробно рассказывает в книге. Юрий Михайлин от себя добавил, что новаторской для тогдашней анимации была и сцена поединка льва с быком: она целиком смонтирована из статичных изображений, «стоп-кадров». Приемы, впервые разработанные Хитруком, позднее были растиражированы другими режиссерами. Что ж, такова доля всех новаторов.