Мандельштам не то молится, не то защищается...
Фото автора
Итак в Воронеже открылся третий по счету в России памятник Осипу Мандельштаму. Это событие интересно не только само по себе, но и из-за своей предыстории.
Первый памятник Мандельштаму, выполненный приморским скульптором Валерием Ненаживиным, был открыт 1 октября 1998 года во Владивостоке рядом с тем местом, где находился пересыльный лагерь, в котором в 1938 году умер поэт. Через полгода памятнику отбили нос и руки. Едва он успел после реставрации занять свое место, как был облит несмываемой белой краской. Только после того как памятник перенесли во двор Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, вандальские акции прекратились.
Второй по счету памятник Мандельштаму был открыт 30 июня 2007 года в Санкт-Петербурге в саду Фонтанного дома. Однако статуса памятника он до сих пор не получил и официально считается внешним экспонатом Музея Анны Ахматовой.
В 2008 году планировалось открытие памятников поэту сразу в двух городах – Москве и Воронеже. В 2006 году в Москве прошел закрытый творческий конкурс на лучший проект памятника Мандельштаму в привязке к конкретному месту в городе – скверу на пересечении улицы Забелина и Старосадского переулка. Победителем стал дуэт – московские скульпторы Дмитрий Шаховской и Елена Мунц. Однако затем инициаторы установки памятника столкнулись с бюрократической волокитой, которую председатель Мандельштамовского общества Павел Нерлер определил как «итальянскую забастовку чиновников» (буквоедское исполнение законодательства и должностных инструкций, не позволяющее работе сдвинуться с мертвой точки). Особенно много крови инициаторам испортил вопрос о некоей трубе, которую следовало бы проложить под памятником до того, как его установят. В результате этой и других коллизий дата открытия памятника уже четырежды переносилась на более поздние сроки. Последняя озвученная дата – 27 декабря 2008 года (день 70-летия гибели поэта).
Так что столицу с памятником Мандельштаму опередил Воронеж, в котором все стадии согласования удалось пройти за полгода, в то время как в Москве это отняло уже два года. Сразу было определено место – у входа в детский парк «Орленок» (в самом центре города, в пяти минутах ходьбы от железнодорожного вокзала и наискосок от дома 13 по улице Энгельса, в котором одно время жил поэт). Выбор пал на работу Лазаря Гадаева, занявшую второе место на конкурсе в Москве (помятник было предложено слегка доработать – в частности, была убрана стопка книг, на которой возвышался скульптурный Мандельштам). В качестве спонсора выступил Благотворительный резервный фонд. Правда, и в Воронеже было не все гладко. Аналогом злополучной трубы здесь выступил киоск с минеральной водой, из-за которого в прессе разгорелись нешуточные баталии.
Открытие памятника Мандельштаму в Воронеже состоялось 2 сентября. В нем приняли участие мэр города Сергей Колиух, племянница Мандельштама (по материнской линии) Ирина Вербловская и внушительная делегация Союза российских писателей: первый секретарь – Светлана Василенко, два сопредседателя – поэт Юрий Кублановский и питерский прозаик и сценарист Михаил Кураев, председатель Воронежского отделения СРП Галина Умывакина, писатель Борис Евсеев, Илья Кесслер и многие другие. К сожалению, не смог приехать Лазарь Гадаев, но на открытии присутствовал его сын.
В своем выступлении Павел Нерлер посетовал на «эпоху с профицитом бескультурья», просвет в которой – нынешнее торжество. Председатель Мандельштамовского общества заверил, что открытие памятника – итог «не лоббистской или идеологических кампаний, а долга и здоровой корысти», имея в виду выгоду, которую получит город от превращения Мандельштама в один из брендов Воронежа.
Воронежский краевед и литературовед Олег Ласунский предположил, что в город в скором времени хлынут толпы литературных паломников из самых удаленных частей света и Воронежу остается лишь распахнуть им свои гостеприимные объятия.
Юрий Кублановский рассказал про французский город Арль, больше похожий сегодня на музей Ван Гога под открытым небом. Вот и Воронеж, по его мнению, должен выстраивать свой образ вокруг Мандельштама. Тогда город, бывший местом ссылки, ступень Голгофы поэта, станет символом торжества таланта и справедливости.
Вечером в Камерном театре Воронежа состоялся театрально-поэтический вечер, на котором прозвучали аудиообращения Олега Чухонцева и Александра Кушнера и была представлена часовая пьеса по мотивам воронежских стихов Мандельштама. Режиссер-постановщик – художественный руководитель Камерного театра, лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» Михаил Бычков.
К открытию памятника поспели и две книги, посвященные поэту и его ссылке, – альбом «Осип Мандельштам в Воронеже» и «Ясная Наташа. Осип Мандельштам и Наталья Штемпель» (см. «Пять книг недели» на стр. 1).
«И не ограблен я, и не надломлен,/ Но только что всего переогромлен», – писал Мандельштам. Но когда речь заходит об увековечивании памяти поэта такой величины, лучше «переогромить», чем «недоогромить».
Воронеж