Молодые писатели читали, а взрослые слушали и радовались. Слева направо: Эдуард Успенский, Валерий Воскобойников и Елена Усачева.
Фото Анны Матасовой
Дело было 22–24 июля в Тарханах – в Музее-усадьбе Лермонтова. Приехали туда 20 человек молодых писателей, пишущих для детей, и, само собой, мастера: Эдуард Успенский, Валерий Воскобойников, Михаил Грозовский. Ну и яркий представитель критического цеха, заместитель главного редактора журнала «Вопросы литературы» Игорь Шайтанов. Собрал всех вместе Фонд социально-экономических и интеллектуальных программ в лице президента Сергея Филатова и координатора Ирины Ковалевой.
Сам Филатов приехать, правда, не смог, но на открытии мастер-классов собрались не только писатели и работники музея, но и высокие чиновники вроде министра культуры и заместителя губернатора Пензенской области. Такой прямой и качественный диалог у пишущих и подписывающих вообще случается очень редко, и Пенза здесь подала неплохой пример другим областям. Официоза не получилось: говорили легко, свободно, не стесняясь в выражениях, а дискуссия о детской литературе плавно вылилась в обсуждение проблем массовости и успеха.
Чиновники говорили, что нужно заинтересовывать людей, быть любопытными, так чтобы собирались толпы. Писатели не соглашались, ибо высокое искусство не предполагает огромных аудиторий. Игорь Шайтанов прочитал занимательную лекцию о переводе и переводчиках.
Погода, надо сказать, сложилась приятная. Детские писатели из всевозможных городов и деревень гуляли по восстановленным аллеям усадьбы бабушки мятежного поэта. Среди молодых были сплошь девицы, а мэтры Успенский и Воскобойников вздыхали и говорили, что творец детской литературы должен быть обязательно крепким мужиком. Усадьба здравствовала. Все село Лермонтово косило и пахало бывшие бабушкины поля, парки благоухали, пасеки жужжали, кони паслись, утки крякали и т.д. Экскурсоводши носили с собой корзиночки с рукоделием – оказывается, длинными зимними вечерами они собираются в бывшем доме конторщика и ключницы и плетут кружева, вышивают, делают кукол. Ближе к вечеру все работники, от садоводов до трактористов, как есть в рабочей одежде приходили в главный корпус музея и устраивали пляски под фортепиано. Кадриль, мазурка – пол трещал.
Мастерство детских писателей с каждым днем повышалось и повышалось. Были среди них и начинающие, но большинство приехали на мастер-классы не в первый раз (всего таких семинаров проводилось пять, каждый год в разных литературных музеях). Одни издают книги, публикуются в журналах для детей («Чиж и Еж», «Кукумбер» и др.), делают сценарии в киножурнал «Ералаш». Иные нашли себя в коммерческой литературе, пишут на заказ.
Юношей оказалось всего трое. Первый, актер из Омска, написал нечто вроде славянского фэнтези, зачитывал с выражением, а после был слегка потрепан товарищами. Второй юноша – потомственный иконописец из Саранска, создатель исторических костюмов, искусно вещающий по-старославянски, привез стилизованные сказания. Третьим был критик Андрей Рудалев. В роще сгоревшей усадьбы Шан-гиреев, родственников Лермонтова, в трех километрах от Тархан, Рудалев ловко забавлялся играми тех времен, изображая селезня. Детский писатель Воскобойников, сейчас постоянно пишущий в серии «Жизнь замечательных детей», и поэт Грозовский тоже изображали селезней и ловили «уточек». Потом долго стояли около дерева, в дупле которого в 13 лет прятался Лермонтов, играя в прятки. Дупло запрещалось трогать руками.
Собственно обсуждения текстов занимали большую часть программы. Воскобойников обычно долго разбирал текст, отмечал плюсы. Успенский в это время изображал полную отстраненность: читал газету или играл с мобильником, а в финале разбора говорил нечто противоположное. Если Воскобойников хвалил, Успенский ругал, иногда наоборот. Правда, один раз мастера выступили сообща: они хвалили, а молодежь негодовала. Обычное дело. Воскобойников, надо сказать, прочитал лекцию об истории детской литературы, начиная с шумерских времен. Эдуард Успенский провел свой творческий вечер, поведал о своих необычных домашних животных (чебурашки у него, правда, нет), случаях из жизни. Михаил Грозовский читал свои детские стихи, показывал книжки.
Детские писатели уехали вдохновленными. Говорили спасибо Ирине Ковалевой, мастерам и хозяевам усадьбы.