Презентация цикла вечеров арт-проекта писателя Сергея Роганова «Человек смертный» порадовала сюрпризами, совсем уж неожиданными. Собравшиеся в первую очередь были удивлены возрастным составом зрителей. На отсутствие внимания организаторам вечера жаловаться не пришлось – практически все места заполнила┘ молодежь и даже школьники. И экспозиция фотографий, которую подготовили молодые художники Анастасия Чевтаева и Никита Борисов в холле музея, тоже представляла собой, так сказать, юный взгляд на смерть и смертное наше существование. Обошлось без ликов покойников и кладбищенских пейзажей, но такой, пожалуй, не приходилось видеть смерть раньше┘
Сергей Роганов, похоже, оправдал свое прозвище «главного смертеведа России» (так его шутливо называла молодежь). Поскольку и в своем вступительном слове, и во время самого ток-шоу он поразил слушателей широтой охвата. Упомянул не только грехопадение и наказание смертью первых людей, отношение к смерти в прошлом веке, проблемы самоубийства в философии и литературе, «современное табу» на смерть и все, что связано со смертными нашими делами, но и современные проблемы: новые критерии смерти, пресловутую «смерть мозга», о которой мы в основном только и знаем, что где-то «живые трупы» режут да продают «на органы». Но самое главное – Роганов с самого начала пояснил зрителям, почему именно в Музее Владимира Маяковского, в доме, где когда-то застрелился поэт-«человекобог», стартовал арт-проект «Человек смертный».
«Мы потомки человекобога, потомки тех, кто отказался от бога и взял в свои руки человеческие жизнь и смерть. Инженер Кириллов, один из главных героев романа Федора Достоевского «Бесы», пророчил, что он своим самоубийством утверждает свою безграничную волю. В будущем, говорил инженер перед своим ужасным концом, «человек поймет, что он и смертен весь, без воскресения, и примет смерть гордо и спокойно, как прежние боги». Современный человек в отличие от революционной эпохи смерти бога и коммунизма, который весь – коллективный человекобог, прячет от себя смерть, отказывается говорить и писать о ней, вытесняет умирающих и все страдания, связанные со смертью, подальше с глаз. Потому задача проекта «Человек смертный» – пригласить к разговору о смерти и художников, и артистов, и писателей, и журналистов, и музыкантов, дать слово смерти и смертным.
Начали вечер песни группы совсем молодых музыкантов «Трепанга». Поклонники «мрачных песен» говорят о себе: «Важно, чтобы кто-то пел о смерти, так как о жизни и плотских утехах поют все кому не лень. О вечности же решится говорить не каждый». Но не думайте, что весь вечер над залом и слушателями висела мгла ностальгии, смертной тоски и ужасов. Организаторы действа не давали ни скучать, ни впадать в плохое настроение. Традиционные литературные пассажи Сергея Роганова удачно прерывались авангардными номерами Андрея Бычкова и группы солистов ансамбля «Мадригал» во главе с Антонио Грамши. Да и все участники шоу больше и чаще улыбались, чем стращали публику. К сожалению, не появился заявленный Юрий Мамлеев, но актриса Валерия Приходченко читала прекрасные стихи мастера о смерти, вечности и человеческом выборе.
Хотя фрагмент из психологической драмы Владимира Забалуева и Алексея Зензинова «Время Я», похоже, немного расхолодил зрителей, приподнятое настроение сохранялось до самого конца. Тем более что под занавес Андрей Бычков и Антонио Грамши предложили зрителям перформанс – арт-психотехнику «Счастливая смерть», по мотивам восточных религий. Динамичное действо и музыкальные эффекты завели зрителей. Забыли и человекобога, и смерть мозга, и самоубийц во всем мире – ирония и энергия исполнителей поставили не точку, а жирный восклицательный знак в конце вечера.
Несмотря на косые взгляды старшего поколения и сотрудников музея, действо удалось. Похоже, проект будет успешно развиваться.