В эфире – Марина Москвина!
Фото автора
В прошедшие выходные в ЦДХ состоялся третий Международный московский книжный фестиваль. Выдающаяся заслуга этого фестиваля в том, что он выводит книгу за переделы условного «читального зала», предполагает, что читатели (а также писатели, книжные художники, издатели и другие участники процесса) – увлеченные, энергичные люди, интересующиеся всем подряд – от создания самостоятельных видеоклипов до приготовления кулинарных шедевров. Одним из таких мультимедийных проектов стала презентация книги Марины Москвиной «Радио «Москвина».
Книга написана по материалам радиопередачи «В компании Марины Москвиной». Была в девяностых такая программа на «Радио России», выходила раз в месяц. Марина Москвина приглашала в эфир никому не известных мудрецов и всем известных личностей, рассказывала притчи и смешные истории из жизни, ставила музыку, которую сейчас бы назвали «неформатной». Да и вообще сама передача была категорически неформатной, но при этом крайне симпатичной. Такой же и сама книга получилась. «Эфир открывает бездну возможностей. Я хотела бы танцевать по радио. Петь, смеяться, молчать. Мне хочется по радио поцеловать мир. У меня был друг – он как выпьет, придет, устроится на диване и что-то рассказывает часами – по-доброму, с любовью. Но он не давал себе труда артикулировать. А я сидела и ВСЕ ЭТО слушала блаженно. Была б моя воля, я сделала бы такую программу – блаженство в чистом виде», – пишет в начале книги Марина.
После вступительной речи был продемонстрирован документальный фильм, который Москвина сняла при участии Леонида Тишкова. Герой картины – Андрей Гнездилов, создатель хосписа под Санкт-Петербургом, в Лахте. Москвина сравнивает Гнездилова с Хароном, а осенние пейзажи в окрестностях Финского залива подходят для съемок картины из жизни царства Аида. С экрана веяло спокойствием, вечностью и необратимостью.
Этот фильм входит в серию документальных картин Марины Москвиной под общим названием «Красная лошадка». Два других фильма, к примеру, демонстрировались на презентации в клубе «ArteFaq». Предваряя показ, Марина Москвина сказала, что она постаралась сделать фильмы о тех аспектах бытия, от которых пытались некогда оградить царевича Гаутаму: о болезни, смерти, страданиях, старости. Но однажды он все-таки вышел из своего дворца, увидел настоящую жизнь и стал тем, кого многие люди мира почитают как Будду.
Конечно, если бы у посетителей и той, и другой презентации были богатые и царственные родители, всю жизнь оберегавшие их от дурных вестей, то эффект, произведенный на них историями, которые привезла на своей спине смешная красная лошадка, сшитая африканской женщиной Дорой из заношенных колготок восьмерых своих детей, мог бы быть более оглушительным. Но зрителям и так было о чем задуматься и помолчать. Стоя в очереди за автографами, каждый мог почувствовать себя не маленьким человеческим существом, заключенным в угловатое тело, а созданием куда более совершенным: легким, свободным, мудрым, наполненным безграничной созидательной силой.