В Москве всё еще читают. Правда, социологи утверждают, что уже всё меньше┘ Чтобы вернуть утраченный (уж не навсегда ли?) интерес к книгам, московские чиновники провели недавно сразу две акции: торжественно открыли сеть торговых точек по продаже букинистической литературы на Старом Арбате и пустили специальный тематический метропоезд «Читающая Москва».
Туристы давно привыкли воспринимать Арбат в виде пешеходной улицы, на которой можно купить все, что угодно (от советских подстаканников и матрешек с портретами политиков до костюмов летчиков-испытателей, икон и боевых наград). Арбат превратился в лубок, хотя еще относительно недавно Окуджава голосом целого поколения называл его своей религией┘ Внимание на начало катастрофы района, которому уже более пятисот лет, обратил коренной житель Арбата, академик Сигурд Шмидт. Интеллигентный человек понимает, что ширпотреб и качественная литература – два полюса┘
А что Московский метрополитен? Он остается уникальным транспортным предприятием и живым музеем одновременно. Огромное количество людей назначает там деловые встречи и свидания. Именно под землей, избегая пресловутых пробок, москвичи и гости города читают книги и газеты. Теперь пропаганда вошла и в эту нишу. К четырем особым «фирменным» составам («Красная стрела», «Курская дуга», «Народный ополченец» и поезд-галерея с копиями картин) добавился волшебный поезд, каждый из шести вагонов которого посвящен детской, юношеской, зарубежной, взрослой литературе. В одном вагоне – Буратино и Чиполлино, в другом – высказывания известных поэтов и прозаиков. Вполне наглядно. К тому же метрополитен – одно из наиболее посещаемых мест в столице, а Кольцевая линия – пожалуй, самая ходовая.
Огорчает только, что оба эти нововведения носят весьма локальный характер. Так, на Арбате появились только шесть палаток (а цены там вполне магазинные); обещают сделать больше, если эксперимент приживется, а идея окажется востребованной. Но поверить в то, что справочники, словари и даже детские книжки, изданные еще во времена СССР, окажутся популярнее шапок-ушанок и значков с Лениным, трудно. И под землей та же проблема: расписание у поезда «Читающая Москва» – специальное, так что пока на нем прокатятся хотя бы все московские школьники, пройдет очень много времени.
Остается надеяться, что люди, подобные Сигурду Шмидту, сумеют инициировать и другие процессы. Почему бы, например, не начать пропагандировать чтение хороших книг при помощи дирижаблей или речных трамвайчиков?!