Гарри Гаррисон – лауреат «Большого Роскона»: золотой Георгий Победоносец за «Стальную Крысу».
Фото Сергея Федорова
В мае в подмосковном пансионате «Лесные дали», что по Рублево-Успенскому шоссе, прошел тройной праздник фантастики┘ «Еврокон» – самое крупное ежегодное мероприятие, проводимое Европейской ассоциацией любителей фантастики, – собственной базы не имеет. Каждый год он совмещается с одним из национальных «конвентов» – так по традиции называются во всем мире фестивали фантастики. В этом году главный слет фантастов Европы принимала Россия (прибавим и это к международным спортивным и эстрадным успехам нашей страны последнего времени), для этого объединили усилия два самых масштабных отечественных фестиваля – московский «Роскон» и «Интерпресскон», проводимый обычно под Санкт-Петербургом.
Общее число гостей фестиваля – тех, кто жил в пансионате, кто приезжал из Москвы или спал на пуфиках в коридоре и у друзей «на коврике», – приближалось к тысяче. Две смелые девушки даже разбили палатку за оградой пансионата – так охранники заботливо перенесли их вещи на территорию, беспокоясь, что их могут обидеть строители-гастарбайтеры.
Были тут и ведущие российские писатели-фантасты: Сергей Лукьяненко, Ник Перумов, Вадим Панов, Василий Головачев, Владимир Васильев, Евгений Лукин, Андрей Лазарчук, Михаил Успенский, Александр Громов, Владимир Михайлов, Леонид Каганов, Роман Злотников и др., – и гости из ближнего зарубежья: киевляне Марина и Сергей Дяченко, харьковчане Дмитрий Горомов и Олег Ладыженский, известные под псевдонимом Генри Лайон Олди, и минчанин Николай Чадович┘ Приехали любители фантастики из Великобритании, из Италии, из Венгрии, из Прибалтики┘ Но главным гостем был патриарх мировой фантастики Гарри Гаррисон – ему организаторы вручили приз «Большой Роскон», золотую фигурку Георгия Победоносца. 83-летний писатель буквально поразил собравшихся на встречу с ним оригинальностью мышления и ярким юмором. «Удивительно и приятно было видеть такой резкий контраст невероятной силы и бодрости духа и телесной старческой дряхлости», – заметила позднее лауреат традиционного приза «Алиса» за лучшее фантастическое произведение для детей Екатерина Мурашова (за книгу «Класс коррекции»). Хотя, по слухам, сам Гаррисон остался недоволен приемом – русские фэны не оказали ему должного внимания. Действительно, хороводов вокруг него не водили...
Объяснить это можно лишь тем, что программа фестиваля был крайне насыщенной. Для начинающих авторов работало четыре мастер-класса: Лукьяненко, Перумова, Дяченко и Олди. Прошел предпремьерный показ полнометражного мультфильма по повести Кира Булычева «День рождения Алисы», презентация фильма режиссера Егора Кончаловского «Смерш-XXI» по роману Головачева, традиционная программа киноработ молодых и независимых кинематографистов. Состоялись концерты Сергея Морозова и его рок-группы «The Кикс», бардов Рустема Якупова и Сергея Битюцкого. Главным музыкальным событием стало выступления друга фантастов музыканта и поэта Михаила Башакова – автора переложений на русский язык песен «Эллис» и «Парься!», а также многих забойных хитов.
Начался фестиваль тоже необычно. Вместо солидного рабочего открытия, как это бывало в прошлые годы, оргкомитет «Роскона», на радость иностранцам и нашим, устроил лихие русские народные пляски вместе с задорным фольклорным коллективом «Обереги». Каскады смеха в зале породил синхронный перевод на английский – многие из выступавших не были готовы к этому и забывали делать паузы для переводчика.
Совсем недавно – в апреле – исполнилось 75 лет Борису Натановичу Стругацкому. Заметная часть фестивальной программы была посвящена этому главному в истории российской фантастики писательскому дуэту. Ант Скаландис представил свою биографическую книгу о Стругацких (отрывок печатался в «НГ-EL» № 8). На телемост с Борисом Натановичем собрались такие замечательные люди, как космонавт Георгий Гречко, сотрудница легендарной редакции фантастической литературы издательства «Молодая гвардия» 60-х годов Бэлла Клюева, писатель Евгений Войскунский, критик Владимир Гопман, внуки Аркадия Стругацкого, и многие другие. Геннадий Прашкевич заметил, что Борис Стругацкий в личной переписке признался ему: «Так, как Скаландис, о Стругацких еще никогда не писали!» Все желающие могли посмотреть экранизации повестей Стругацких: российский фильм «Гадкие лебеди» демонстрировался с английскими титрами, а чешский «Малыш» с синхронным переводом на русский.
Трогательна была встреча Бэллы Григорьевны Клюевой, редактора того самого – в тряпичной обложке, красной с черным кружком – тома «Библиотеки современной фантастики», в котором впервые на русском языке вышла «Неукротимая планета» Гарри Гаррисона, и ее автора. Это раритетное издание прослезившаяся составительница под аплодисменты зала подарила писателю.
Что же касается всевозможных наград, врученных в течение этих трех дней, то их число просто не поддается подсчету. Ведь отдельно вручались призы Европейской ассоциации, отдельно «Бронзовые улитки» Бориса Стругацкого, отдельно награды журнала «Если», отдельно Беляевская премия, отдельно все присутствующие голосовали за призы «Роскона» и «Интерпресскона».
Лучшим писателем Европы был назван Александр Громов, лучшим журналом – «FANтастика», лучшим фэнзином (непрофессиональным изданием) – «Конец Эпохи». Лучшую фантастическую повесть прошлого года, по мнению участников конвента, написал Олег Дивов («Мы идем на Кюрасао»), а лучший роман – Марина и Сергей Дяченко («Vita Nostra»). Последним к тому же досталась Премия премий, обладателя которой выбирали среди лауреатов главных фантастических наград России и Украины начала XXI столетия.