Каждый автограф Леонида Тишкова – отдельное произведение искусства.
Фото автора
В традиционное время и в традиционном месте – в конце мая в Центральном доме художника – состоялась художественная выставка «Арт-Москва». В ее рамках прошла презентация книги карикатур Леонида Тишкова «Чёрный юмор для белых и цветных». Если предыдущая его книга «Как стать гениальным художником, не имея ни капли таланта» примерно на две трети состоит из текста и только на одну – из иллюстраций, а в еще более ранних «Водолазах» и «Даблоидах» есть кое-какие текстовые комментарии, то на этот раз решено было обойтись без слов, одними изображениями. В книгу вошли карикатуры, которые Леонид Тишков рисовал в 70–80-х годах прошлого века. Какие-то из них выходили в газетах и журналах того времени, какие-то опубликованы впервые.
Презентация состоялась на стенде «Крокин-галереи», давно и плодотворно сотрудничающей с Леонидом Тишковым. На этот раз там была представлена всего одна его работа – образ Богоматери, сложенный из разноцветных пластмассовых пуговиц. Очень чуткая и трогательная картина, если учесть, что все пуговицы были позаимствованы из шкатулки матери художника, Раисы Александровны, из той самой шкатулки, в которую она складывала пуговицы от давно уже отживших свой век семейных вещей.
Но разговор на презентации шел не о современном, а о раннем творчестве художника – когда он еще не выставлялся в музеях, не выступал с перформансами, а просто смотрел по сторонам, подмечал и рисовал.
Карикатуры в книге хорошие, задорные, злые. Вот так полистаешь альбом Тишкова, и сразу же становится понятно, что его идея сделать карикатуру музейным экспонатом – не столь уж утопична, как кажется. Потому что такие карикатуры можно выставлять в музее, не стыдно. И они ничего общего не имеют с беззубым юмором картинок из ярких дешевых газет, которые вечно предлагают в электропоездах, когда едешь ты себе, скажем, по делу за город.
Карикатуры Тишкова понятны без дополнительных комментариев, без заключенных в пузыри реплик персонажей, привешенных у них около рта. Всё и без слов ясно, в меру абсурдно и достаточно беспросветно, словами такой ужас не выскажешь, нет таких слов в русском языке, чтобы коротко и по делу, да еще и в таком тематическом диапазоне сообщить читателю-зрителю разнообразную неприглядную правду о нем самом.
И вот еще что важно: несмотря на то что со времени создания этих карикатур прошло уже больше 20 лет, они не кажутся памятниками советскому времени и вообще не несут в себе никаких хронологических привязок. Всё, что подметил и нарисовал Тишков, могло произойти сто лет назад или еще только произойдет. Не дай Бог, конечно.