21 апреля в Центральном доме журналиста состоялась презентация книги стихов и поэм Алексея Дидурова «Райские песни». Книга особенная, потому что в ней есть то, что не публиковалось прежде. Потому что почти два года Дидурова нет┘ Но главная особенность книги – прилагаемый аудиодиск с двадцатью минутами авторского исполнения песенного цикла «Райские песни non-stop». Пока участники мероприятия рассаживались за круглый стол, а телеоператоры брали баланс белого, пришедшие могли услышать фрагменты. Например, такой: «Пусть те, кого любили мы,/ Не знали счастья с нами –/ Мы в них, как прежде, влюблены/ И бредим именами!/ Мы помним, где кого следы –/ Ведь наши рядом, следом!/ Ты, как и я, и я, как ты,/ Одни на свете этом, город мой!..»
С творчеством Алексея Дидурова знаком каждый, ведь автор «Школьного вальса», бессменно исполняемого на «последних звонках» и вечерах встреч выпускников, именно он. Только в новой книге – другие стихи, другие песни.
Поэт Владимир Вишневский отметил, что Дидуров – большой русский поэт, «проходящий по ведомству Света». Затем Виктория Иноземцева, составитель книги, рассказала о необыкновенном наборе талантов Дидурова, о том, что для составления книги пришлось подключить интуицию и отказаться от хронологии. «Общаясь с Дидуровым, – сказала она, – мы понимали, что поэзия – святое, что совершив в жизни «косой» поступок, мы рискуем потерять главные качества. И Дидуров боялся потерять свой дар┘ У него не было жизненного фарта издаться при жизни, возвыситься и получить почтение. Но ему повезло пройти мимо фетишей жизни».
Поэт Юрий Ряшенцев сказал об отношении Дидурова с литераторами-ровесниками. Старшее поколение его не сразу, но приняло, приняли и молодые, а вот ровесники, коллеги по перу – нет┘ «Я замечал в них какой-то холод! Книга – приговор поэтическому поколению с таким отношением к автору», – добавил Ряшенцев.
Поэт и литературовед Игорь Волгин обратил внимание на эпичность поэзии Дидурова, на мощную технику и переклички со стихами Маяковского и Бродского. Потом вспомнил свою студию «Луч» и уточнил: «Мы вели разговоры о литературе, а у Дидурова в кабаре «Кардиограмма» была сама литература┘»
Собравшиеся отмечали способность Алексея Дидурова открывать новые таланты и называли его «командным поэтом», потому что именно благодаря ему много теперь уже легендарных стихотворцев и рокеров собирались, спорили, выступали┘ Дидуров, Колумб московских дворов, был открывателем поэтических Америк! Он собрал вокруг себя ту литературную среду, которую хотел, которой могло не появиться без его участия.
Поэт Виктор Коркия отозвался о друге так: «Доминантой был образ человека, вышедшего из дворов центра Москвы┘ Ему казалось, что главное – не чисто стилистические особенности, а свой язык. Но Алексей был не только поэтом. Он не отделял поэзию от общественной миссии. И свою общественную миссию он исполнил великолепно». А поэтесса Инна Кабыш, «догоняя» Маяковского, предложила всем войти в новую эпоху: «Пора начинать говорить о Дидурове, как о пароходе┘ Потому что была жизнь, в которой мы все были в той или иной степени близки с ним, была смерть, в которую невозможно было поверить┘ Началось бессмертие...»
Хочется верить, что время всё расставит на свои места. Рано или поздно. Как это сделало при формировании поэтической библиотеки издательство «Время». Жаль только, что подписать вышедшую книгу автор никому не сможет...