Ольга Славникова – абсолютный эстет в литературе!
Фото Максима Дубаева
Вопреки сложившейся традиции творческий вечер Ольги Славниковой (лауреата Русского Букера), прошедший в ЦДЛ, не был приурочен к выходу какого-либо конкретного издания. Вспоминали ее давние вещи: «Один в зеркале», «Стрекоза, увеличенная до размеров собаки», «Бессмертный»┘ Долго говорили о романе «2017». Редактор Елена Шубина, которая готовила его к выходу, рассыпалась в восторженных комплиментах: «Ни на что не похожий закрученный сюжет┘ в котором присутствует метафизическое мышление, выполненное в разных ритмах┘ Решение задачи метафизики Времени и Героя┘ Через насыщенную любовную линию с надрывной рефлексией – к философскому осмыслению материального мира...»
Александр Кабаков отметил, что в упрек Ольге иногда, как ни странно, ставится как раз то, что делает ее стиль «действительно неординарным явлением в литературе», а именно – «отчаянное, густое, насыщенно-метафорическое письмо». И добавил: «Она предельно точна и искренна. У нее изумительный, редкий по точности и внутренней честности любовный сюжет».
Ольга Славникова принимала комплименты сдержанно, можно даже сказать – холодно. В своем выступлении она вообще проигнорировала «дела давно минувших дней», а лишь поведала присутствующим о своих нынешних творческих увлечениях. «Я сейчас являюсь автором, пишущим по заданию журнала «Саквояж-СВ» рассказы на железнодорожную тему. Это просто замечательно┘ и страшно мне нравится», – разоткровенничалась она. Чтобы продемонстрировать неизбывную радость освоения нового жанра, Ольга Александровна зачитала один из уже опубликованных «саквояжных» рассказов с загадочным наименованием «Вещество». Последняя фраза этого произведения заставила заново переосмыслить только что услышанное и┘ в отчаянии замереть перед Надвигающейся Бездной: «Почему Россия богохранимая страна? Потому, что кроме Бога хранить Россию некому!»
Далее пошел неторопливый разговор о рассказе как литературном жанре. Вспомнили, что это «катакомбный жанр», что издатели «его не любят», обзывают «некоммерческим и неформатным».
Энергичный и лиричный писатель и бескомпромиссный политик Сергей Шаргунов отметил два парадоксально противоположных и слиянных аспекта личности Славниковой: не стоит забывать и о том, что помимо плодотворного прозаического и публицистического творчества Ольга Александровна имеет в своем активе признанное культуртрегерство. «Как мать-основательница и главная движущая сила независимой премии «Дебют» Ольга Славникова открыла литературе не один десяток имен┘ Премия «Дебют» стала для многих новых авторов своеобразным пинком», – усмехнулся лидер нонконформистов. «Ольга – абсолютный эстет в литературе, но человек с безупречным социальным нюхом, который безошибочно выводит ее к цели. Интересна ее эстетика: глаза пацанов, как плевки, ворона, которая словно надевала фрак», – разъяснял Шаргунов.
«Под завязку» торжественных здравиц слово взял прозаик Сергей Сибирцев. Не в силах сдержать своих восторженных эмоций по поводу творчества Славниковой он перешел к «конвейеру ударных комплиментов». Сибирцев назвал прозу Ольги Александровны «совершенно блистательными вещами со сгустками интереснейших характеров»┘ Видно, устав от вязкой массы дифирамбов, Ольга Славникова в завершение обнадежила своих почитателей: «Краткость жизни лучше всего понимают романисты. И некоторые из моих замыслов лежат за пределами моей земной жизни┘ Но – буду пытаться успевать!»