Светлый поэт Дмитрий Григорьев.
Фото Андрея Коровина
Второй выездной вечер проекта «Критический минимум» прошел в петербургском книжном клубе «Буквоед». Людмила Зубова, Светлана Бодрунова, Борис Рогинский и Валерий Шубинский, выступившие в роли критиков, обсудили стихи Дмитрия Григорьева, Николая Кононова, Владимира Кучерявкина, Романа Осминкина и Нины Савушкиной.
Открыл чтения поэт Владимир Кучерявкин – ироничный лирик, многим обязанный обэриутам. Валерий Шубинский увидел в его текстах сходство с поэтикой Константина Вагинова, а Борис Рогинский заметил, что «дух его поэзии исключительно и полностью романтический». «Это поэт, который видит язык насквозь, чувствует его лучше, чем филолог», – заметила Людмила Зубова.
На взгляд Светланы Бодруновой, стилеобразующий прием автора – это олицетворение. В стихах Кучерявкина предметы и действующие лица равны друг другу, при этом все они равноудалены от тайны. А значит, она существует.
Затем на сцену поднялся Николай Кононов – поэт, издатель, арт-критик. «Наша поэзия здесь не представлена. Возможно, это единственный способ для поэта пробраться в магазин», – язвительно заметил он и принялся читать стихи. Кононов декламировал их так ярко и артистично, что случайные покупатели замирали на бегу и внимали поэту. Впрочем, многих быстро отпугнули новаторские приемы и скабрезные словечки.
Давно следящий за творчеством Кононова Шубинский подметил: «Главная тема автора – спор тяжести с легкостью, вертикали с горизонталью». Это отображается и в графике: лирика «маркируется короткими вертикальными строчками, а погружение в быт – длинными строчками». Между тем Борис Рогинский обратил внимание на самолюбование автора: «Поэт стремится отказаться от себя ради стиха, но отказаться от нежности к своему письму он не в силах».
На фоне Кононова лирика Нины Савушкиной, ученицы Вячеслава Лейкина, показалась классицистической. Савушкина – блестящий верификатор. По словам Валерия Шубинского, у нее «замечательно сделанные строфы, афористические формулы в конце стихотворений». Однако «большинство текстов Нины Савушкиной попорчено Бродским┘ Стоит ей освободиться от этого влияния, как получаются прекрасные стихи», – считает Рогинский.
Затем выступил Дмитрий Григорьев – поэт светлый и радостный. Творчество Дмитрия восходит к субкультуре хиппи, возможно, поэтому оно свободно от сковывающего влияния так называемого петербургского текста. По словам Бориса Рогинского, «детскость – камертон его поэзии, а где детство – там и архаическое, там и мифотворчество». В текстах Григорьева «отсутствует претензия на метафизику – а метафизика есть! – подчеркнул Шубинский. – Образ поэта будто стихийно вырастает из человеческой личности, а стихи стихийно вырастают из поэта».
Завершил вечер молодой литератор Роман Осминкин. Победитель последнего питерского слэм-турнира и призер турнира имени Хармса, он мастерски разыгрывает поэтические перформансы на различных питерских площадках. Вот и сегодня Роману – единственному из выступавших – пришлось читать «на бис» еще одно стихотворение.
«Самое интересное в его текстах – тропинки, связывающие культурные слои разных времен: от раешного стиха к рэпу и разговорной речи», – считает Людмила Зубова. Между тем Валерий Шубинский увидел там же «задатки эпического склада» и – удивительно – сходство с приемами молодых прозаиков! Однако Роман нередко «пережимает и по части сентиментальности, и по части иронии», думает критик.
В проекте участвовали литераторы и критики, принадлежащие к различным кругам, направлениям, компаниям, которых редко увидишь на одной площадке. К примеру, в «Буквоеде» встретились члены Союза писателей Петербурга, разных литературных объединений и клубов – от «Пиитера» до клуба «Дебют–СПб». Очень странно, что не было ни скандалов, ни горячих дискуссий – даже Дмитрию Григорьеву не хватило провокаций.
А авторы проекта Елена Пахомова и Андрей Коровин пообещали: в мае в Питере состоится третий выездной «Критический минимум» в рамках фестиваля «Петербургские мосты».