Наше время – время контрастов. Когда открывается кинофестиваль и по алой ковровой дорожке идут звезды, то два кордона милиционеров с трудом сдерживают толпы зевак, фотографы лезут вперед, расталкивая друг друга, – доходит до драки... А вот другой случай: в зале кинотеатра «Иллюзион» сидят многие из тех, кто не раз ступал на эту самую дорожку, но кинокамер всего пара-тройка – все чинно и как-то по-домашнему... Это Госфильмофонд презентует свои издания, выход которых приурочен к 60-летию.
Истории этой организации посвящен специальный выпуск журнала «Киноведческие записки». Две же другие книги – подарочные. В каталоге «На троне и на экране», составленном Евгением Барыкиным, собрана информация обо всех отечественных фильмах, в которых присутствуют коронованные особы. Книга старейшего работника Госфильмофонда Владимира Соловьева «Кинокомедия XX века» с любовью и теплом (это подчеркивали многие выступавшие) рассказывает о нескольких десятках кинематографистов, без которых этот жанр немыслим.
Многие из тех, кто воплощал на экране царскую власть и кто создавал российскую кинокомедию, были в зале. Все актеры получили от издателей книги в подарок, все по очереди подошли к сцене. Редкая книжная презентация может похвастаться таким количеством царей, собранных в одном зале! Юрий Назаров, исполнивший роль князя в «Андрее Рублеве», с горечью напомнил слова Петра I из картины «Сказ о том, как царь Петр арапа женил» о том, что хотелось бы оставить Россию благородным людям, а не торгашам и проходимцам... Мысль о том, что кинематографом должно заниматься государство, а не частный бизнес, продолжил Николай Бурляев. Выступали: Василий Лановой (Александр I), Дмитрий Золотухин (Петр I), Александр Галибин (Николай II) и режиссер Светлана Дружинина, выведшая на экран не один десяток царствовавших особ... Один за другим на сцену вышли два Павла I – Авангард Леонтьев и Виктор Сухоруков. Последний вызвал настоящий шквал смеха, рассказав, что отказался от роли в фильме, в котором сыграл его коллега, тем не менее считает его «молодцом за то, что с достоинством сыграл в этой фигне».
Вслед за «монархами» пошли комедиографы. Интермедию с объятиями и взаимными претензиями разыграли Эльдар Рязанов и Валентина Талызина. Целуясь со всем друзьями, к сцене прошествовал Александр Ширвиндт. Едва успел на вручение Владимир Этуш.
Актеры вели себя, словно у себя дома. Это и неудивительно, ведь сотрудники Госфильмофонда и кинотеатра «Иллюзион» – их старые друзья. Мир глянцевых журналов и ковровых дорожек остался где-то за стенами, а точнее – в другом измерении. Здесь были только свои.