В Институте журналистики и литературного творчества (ИЖЛТ) прошел творческий вечер писателя Бориса Евсеева. Несхожесть этого мероприятия с привычными презентациями состояла в том, что была представлена еще не опубликованная книга, собственно говоря, рукопись. Еще одно отличие – книга будет состоять из одних только рассказов. Смелое и даже рискованное по нынешним временам решение, когда, как говорится, «роман на романе едет и романом погоняет». Объяснил такое решение Борис Евсеев следующим образом: «Во-первых, рассказ является той клеточкой, из которой настоящая проза и произрастает. Нет клеточки – нет и прозы! Во-вторых, рассказ – это совсем не застойный, а подвергающийся постоянным изменениям, обновлениям, сжатиям и расширениям жанр. В-третьих, рассказ по сравнению с романом страшно молод, даже юн, и заниматься его развитием в современной прозе – не только удовольствие, но и долг».
В книге будет четырнадцать совершенно новых рассказов, четыре рассказа, никогда не входивших в книги, и только три рассказа – из давней книги «Баран». Подробно объясняя структуру книги, автор неожиданно сравнил ее с нынешним состоянием дел в России, настаивая при этом, что не только жизнь влияет на прозу, но и проза – подспудно и незаметно – влияет на жизнь.
«Вся Россия сейчас – лавка нищих!» – утверждал Евсеев. Но не в грубом и прямолинейном смысле, мол, «все босиком ходим и щи лаптем хлебаем». Нет, Евсеев увидел в нашей «лавке» евангельский отсвет. «Лавка блаженных нищих. Лавка кротких нищих. Лавка алчущих и жаждущих правды и лавка милосердных нищих» – так охарактеризовал он нашу действительность.
После того как писатель прочитал новый рассказ «Русское каприччо», ведущий вечера, ректор ИЖЛТ, прозаик Леонид Бежин, подметил: «Стиль Евсеева в новой книге стал меняться. Появился аскетизм фразы, изменилось ее строение, фраза стала короче и насыщеннее. Появились звучащие паузы».
Доктор филологических наук, член Совета по государственной культурной политике Совета Федерации Алла Большакова сравнила стилистику различных произведений Евсеева и отметила эволюционность развития его прозы. Кроме того, она сообщила, что работает сейчас над третьим изданием книги «Феноменология литературного письма. О прозе Бориса Евсеева», в которой обещала посвятить отдельную главу новым рассказам автора.
Доктор исторических наук Лола Звонарева рассмотрела творчество Евсеева с иной точки зрения. Она вспомнила его ранние стихи и «опоэтизированные» рассказы и сделала вывод: поэзия важна для Евсеева, но пишет он отнюдь не «прозу поэта». Просто его поэзия положила основание его же прозе.
Прозаик Владислав Отрошенко тоже говорил о старом и новом в прозе Евсеева. При этом он подчеркнул: «Последние рассказы Евсеева – даже в большей степени, чем его романы и повести, – прорыв в русской современной прозе».
Марина Тарасова – поэтесса, пишущая в последние годы интересную прозу, – вернула слушателей к 1993 году, к роману Евсеева «Отреченные гимны». «Все, что описал автор в начале своего романа, я видела из собственных окон. Трупы, кровь, стрельба – это забыть невозможно. И хорошо, что такое напоминание в прозе Бориса Евсеева продолжает звучать┘»
Завершая вечер, писатель уверил аудиторию в том, что его будущая книга «Лавка нищих» была запущена в печать именно сегодня: всеми присутствующими на вечере в Институте журналистики. Той самой журналистики, которой прозаик Евсеев отдал больше десяти лет жизни и которая, так же как и поэзия, часто служит хорошим основанием для подлинной, то есть принесенной с улиц и площадей, а не фальшивой, выращенной на партийно-клановых участках, прозы.