На 86-м году ушел из жизни известный философ и искусствовед Карл Моисеевич Кантор (1922–2008). Он принадлежал к тому поколению философов, которые активно формировали общественное сознание начиная с 1950-х годов, принадлежал к кругу Александра Зиновьева, Эвальда Ильенкова, Мераба Мамардашвили, Александра Пятигорского. Сам этот круг оказал решающее влияние на развитие русской общественной мысли. Затем у каждого определился свой собственный взгляд на мир, собственный стиль работы и свой путь к читателю.
Концепция Карла Кантора являет синтез линеарных историософских концепций ХIХ века (Гегель, Маркс) и плюралистических концепций века ХХ (Шпенглер, Тойнби). По сути, им сделана попытка заложить основы новой историософии – историософии ХХI века. Аналогичные попытки были предприняты примерно в это же время и на Западе (Хантингтон, Фукуяма). Но их труды Кантор был склонен оспаривать.
Название его последнего труда «Двойная спираль истории», итог четвертьвековой работы, наглядно выражает представление автора об устройстве самого исторического процесса: переплетение веры и знания, христианства и античности, истории и социокультурной эволюции и есть залог поступательного движения.
В своих работах по философии истории Карл Кантор ввел в научный оборот понятие «парадигмы всемирной истории» как парадигмы истории культуры в ее движении к свободе индивида, уточнив его другим понятием – «паттерна», то есть проекта конкретных культурно-исторических типов. Есть паттерны истории западноевропейской, российской, китайской и т.д. И, с его точки зрения, нет такого общества, в котором бы укоренялся лишь один тип паттерна. Сам тип культуры связан с определенным народом и формируется в процессе жизнедеятельности определенного общества, этноса, народа. Но он обладает способностью перемещаться и в другие общества, входить в них наряду с другими паттернами, которые укоренены в нем.
В то же время Карл Кантор стал и одним из основателей возрождения национальных традиций в области исследования промышленного искусства, технической эстетики. Ему принадлежит постановка современных проблем дизайна и маркетинга. Собственно, и сам термин «дизайн» ввел в оборот именно он.
В 1957 году он стал инициатором создания и надолго – главным редактором журнала «Декоративное искусство», сыгравшего немалую роль в послевоенной истории культуры. В итоге родилась книга «Тысячелетний Аргус» – о том, как в разные эпохи, от античности до наших дней, и в разных странах (Италия, Франция, Голландия, Россия) складывались отношения между визуально-пластическими искусствами и культурой, историей, религией, философией, гуманизмом. Аргус, к слову сказать, в греческой мифологии – исполин с глазами по всему телу. Аргусовы глаза – зоркие, всюду проникающие глаза.