Дмитрий Галковский принял самую подходящую для философа позу – позу роденовского «Мыслителя».
Фото автора
В клубе «Жесть» прошла официальная презентация третьего (исправленного и дополненного) издания скандального философского романа Дмитрия Евгеньевича Галковского – «Бесконечный тупик». Накануне Нового года – 30 декабря – уже состоялась неофициальная презентация, на которой Галковский в кругу «галковскоманов» представил двухтомник и издательство своего имени.
Настоящее издание впервые объединяет под одной обложкой все три части «Бесконечного тупика», распространявшегося в самиздате, а затем публиковавшегося в отрывках. Третья, основная часть скандального романа выходила полулегально в 1997–1998 годах ограниченным числом нумерованных экземпляров и давно стала библиографической редкостью. В 1998 году книга была удостоена Антибукеровской премии, от которой автор отказался.
История издания «Бесконечного тупика» растянулась на 20 лет. Этот факт свидетельствует о том, что отечественная философия по-прежнему остается никем не востребованной – ни государством, ни обществом. Конечно, кто-то может сказать, что Галковский – больше писатель, чем философ, получивший известность в литературной среде, однако у кого хватит мужества утверждать, что русская литература – нефилософична, а русская философия – нелитературна?..
Галковский отвечал на вопросы публики, сидя в черных очках. Ему в лицо бил красный цвет, словно на допросе. И это заставляло вспомнить, что раньше на месте «Жести» был клуб с названием «Майор Пронин». Герой вечера заметил, что если прежде русская философия (в советском изводе) была служанкой идеологии, то теперь она стала служанкой культурологии. По словам Галковского, смутную русскую мечту о трезвой, рациональной и основательной жизни «без икон и с метлой» воплотил Владимир Ленин – «с культурным европейским бассейном вместо грязных юродивых, толпящихся под золочеными куполами». Далее он заметил: «17-й год – это приход к власти «умных философов», «русских философов». С тех пор по количеству профессиональных философов Россия прочно занимает первое место в мире. Это расцвет. Конечно, ничего не получилось. Вместо Правды получилась «Правда». Но тяга и беззастенчивая спекуляция именно на рацио весьма характерна. И более того – провиденциальна. Русь постоянно изменяется, трансформируется. И мне кажется, именно философия может стать духовным стержнем будущей России».