В июне этого года в книжном магазине «Буква» на «Парке культуры» состоялась пресс-конференция американского футуролога Фрэнсиса Фукуямы, приуроченная к выходу его новой книги «Америка на распутье: Демократия, власть и неоконсервативное наследие».
Журналисты отметили, что Фукуяма, как всегда, был тенденциозен. Но тенденциозность тенденциозности рознь. Пристрастность Фукуямы проистекает не из ограниченности или зашоренности его сознания, а оттого, что футуролог долгие годы выступал глашатаем достаточно влиятельных американских политических кругов. Фукуяма искажает реальное положение дел, но делает это глубоко компетентно и с опорой на инсайдерские источники информации. Так, на протяжении многих лет он был близок к одному из лидеров неоконсерваторов и разработчиков стратегии внешней политики США – бывшему заместителю министра обороны США (2001–2005) и бывшему президенту Всемирного банка (2005–2007) Полу Вулфовицу.
В предисловии к книге Фукуяма пояснил, что долгое время считал себя неоконсерватором и разделял взгляды многих других неоконсерваторов, в том числе своих друзей и знакомых, работавших в администрации Джорджа Буша-младшего. Но после начала второй войны в Ираке пришел к выводу, что «неоконсерватизм – и как политический символ, и как теоретическая концепция – выродился в нечто такое, с чем я больше не могу соглашаться». В своей новой книге он попытается показать, что «неоконсерватизм базировался на последовательной системе принципов, которые утратили свою актуальность после окончания холодной войны в силу внутренних и внешних политических причин».
Свое несогласие с проводимой Джорджем Бушем политикой «превентивных войн» Фукуяма обосновал следующими соображениями. Во-первых, атака 11 сентября 2001 года – это не более чем единичный, хотя и феноменально успешный удар в ряду заурядных актов, которые обычно сводятся к взрывам автомобилей или отдельным убийствам.
Во-вторых, агрессивная внешняя политика США все чаще демонстрирует «двойной стандарт». В самом деле, «если бы какая-нибудь из стран вроде Китая, России или Индии объявила общую стратегию упредительных действий или превентивной войны средством борьбы с терроризмом, Соединенные Штаты первыми выступили бы против этого».
Надо сказать, что на своей пресс-конференции Фукуяма производил впечатление человека, порядком измученного поиском новых покровителей, вместо скомпрометировавших себя неоконсерваторов. Осуществить это, судя по всему, оказалось делом сложным, поскольку, как заявил Фукуяма, «отстаиваемые им положения не продиктованы ни одним из ныне существующих направлений во внешней политике США». Так что, кажется, не только Америка находится на распутье, но и ее ведущий футуролог.