Отныне литературная критика обрела новые, невиданные доселе горизонты. А ведь раньше мало кто понимал, чем, собственно, она отличается от студенческих пересказов-рефератов или информационных обозрений, поставляемых на поток копирайтерами┘ Произошло это на презентации книги Михаила Бойко «Диктатура Ничто» (издательство «Литературная Россия»), в которой автор ввел понятие «метакритика».
Автор во вступительном слове заметил, что его метод можно охарактеризовать как «метакритический», если под этим словом понимать не «метафизическую критику», а «посткритику» – работу над текстом, которая начинается после того, как собственно «критическая работа» завершена. Вообще же он категорически против царящей в современной критике эклектики. А потому не стоит удивляться, что «Диктатура Ничто» получилась такой афористично-декларационной, жестко структурированной и идейно многоуровневой.
Представитель классической школы отечественного литературоведения, сотрудник ИМЛИ Алла Большакова встала на защиту традиции. Попеняла автора за эпатажность и со вздохом констатировала, что ни одна система ценностей, свободно разгуливающая в обществе, так пока и не выкристаллизовалась в иерархическую систему координат.
В ответ публицист Владимир Бондаренко тут же предложил свою иерархию «добродетелей» литературного критика. На первое место он поставил развитое чувство вкуса, на второе – верную идеологическую направленность и только на третье – методологическую основательность. И добавил, что Бойко имеет все шансы скорректировать свою позицию.
Скандальный философ Алексей Нилогов провозгласил, будто в зале «витает дух Алины Витухновской» (одной из главных героинь исследования «Диктатура Ничто»), и благожелательно пожелал автору «перевести размышления над пограничными состояниями и перверсиями в плоскость радикальной практики».
После такого экзотичного пожелания обсуждение сделалось заметно оживленней. Преподаватель Литинститута Петр Калитин заметил, что не стоит «ломиться в открытую дверь». Молодая критикесса Алиса Ганиева оттолкнулась от «устремленности к трансфинитным категориям», а закончила перечисление достоинств книги тем, что она получилась «красивой и зеленой». Писатель и киносценарист Андрей Бычков даже разыграл небольшую пьеску по мотивам оглавления книги.
Писатель и политик Сергей Шаргунов приоткрыл несколько темных фактов запутанной биографии своего приятеля – оказывается, он пришел в критику из физики! – и предостерег его «от излишней молниеносности в жизни». Востоковед Максим Дубаев намекнул, что Московскую городскую организацию писательского союза традиционно возглавляют исключительно критики. А поэт Макс Потемкин изящно вывел различие между критиканом и критиком: «Они отличаются друг от друга, как ассенизатор от старателя. Один просто перекачивает вторичные физиологические массы. Второй же – ориентирован на поиск самородков┘». Наконец, писатель-фантаст Андрей Щербак-Жуков, коллега Михаила по «НГ-EL», отметил его особую дисциплинированность и собранность в работе.
Между делом Михаил Бойко сообщил, что его следующая книга – «Русская половуха» – будет посвящена феномену «русского мазохизма» в разрезе этнопсихологии и литературы. Новая книга и «Диктатура Ничто» образуют первые две части некого масштабного литературно-критического проекта.
Завершая вечер, председатель Клуба метафизического реализма ЦДЛ Сергей Сибирцев заметил: «В сущности, все собравшиеся – люди из разных поколений и различных художественных взглядов – сошлись в одном, что феномен современной критики, которую на словах давно похоронили, как показывает сегодняшний вечер, все чаще и ярче заявляет о себе. Людей талантливых видно издалека. И, разумеется, за ними тянется шлейф полемики и споров».