Презентация книги Лидии Скрябиной «Клетка», прошедшая в клубе «Билингва», показалась многим резкой альтернативой безликим мероприятиям.
Еще до начала самого действа в клубе нагнеталась особая атмосфера психоделической «вырванности» из привычного обывательского контекста окружающего мира. На центральном свободном пространстве – импровизированной сцене – была торжественно водружена железная кровать с вычурными спинками в стиле «ампир-совок». На ней, повторяя стройным телом изгибы скромного ватного матрасика, возлежала юная барышня в черном, как бы увлеченно изучающая новую книгу Скрябиной. Неподалеку, где-то в уголочке, молоденькая авангардистка в черных носочках и робе младшего медперсонала хирургического отделения отстраненно тискала бесформенную тряпичную куклу в рост человека.
Прервав эти пикантные жеманства, ведущий вечера Сергей Бунтман зычно провозгласил начало презентации и пустился в отвлеченные трактовки собственных рефлексий и ассоциаций. Особое впечатление произвел его пассаж о том, что «морковка и репа, яблоко и вишня – растут все из одного ствола┘». После окончания «фруктово-овощного философского цикла» ведущий стал нараспев зачитывать избранные чеканные страницы из книги Скрябиной.
Далее в бой вступили две вышеупомянутые девочки, внезапно слившиеся в едином экстатичном акте психомоторики. Как оказалось, они не просто создавали собой антураж новомодного арт-кафе, а являли чуть ли не главную движущую силу вечера. Все это авангардное действие гордо именовалась «Данс проджект Абалихина–Хусейн» и, оказывается, номинировалось на престижную театральную премию «Золотая маска».
После этого видеолаборатория INFRONT метнула на экран хаотическое нагромождение переливающихся цветовых пятен и нарезки из европейского кино 50-х годов. Зрителям было предложено взирать на черно-белые кадры, изображающие, по-видимому, итальянскую тюрьму середины прошлого века. Вперемешку то ли с брачными играми моллюсков, то ли с увеличенным изображением деления стволовых клеток┘
Выступление же самой Лидии Скрябиной длилось около 40 секунд и выражалось в благодарности организаторам. Из ее короткого спича можно было узнать, что фантасмагория с брачующимися креветками на самом деле является «арт-видео третьей реальности». И навеяно оно, по заверениям создателей, как раз ее книгой «Клетка»┘ С этим было необычайно трудно согласиться. Ведь новый роман Скрябиной – законченное цельное произведение, выполненное в лучших художественных традициях. В аннотации издания указано, что писательница стремилась «обнаружить потайные ходы в собственное подсознание», создавая «историю оживших денег и омертвевшей любви». На протяжении неспешного изысканного повествования эти «ходы», разрастаясь и видоизменяясь, превращаются прямо-таки в разветвленную сеть лондонской подземки┘ 12 эпизодов автобиографического романа превращены в мини-новеллы, каждая из которых вносит дополнительный четкий штрих к детальному отображению сквозной темы книги. При этом поражает густота авторского письма┘
Однако на действии, именуемом «презентация романа», – самого романа как бы и не было вовсе┘ Новое импульсивное «метахудожественное и гиперкультурное» поколение само расставляет смысловые приоритеты и методы их подачи┘