20 ноября в Мраморном зале Московского дома журналистов был объявлен шорт-лист премии «Дебют» и возникшей на ее базе премии «Молодой русский мир», которая присуждается авторам, живущим за пределами Российской Федерации и пишущим на русском языке. На соискание премии «Дебют» в этом году выдвинуты произведения по номинациям «Крупная проза», «Малая проза», «Поэзия», «Драматургия», «Фантастика».
На седьмом году существования премия, которая начиналась, в сущности, как маргинальный эксперимент, превратилась в настоящую «фабрику мейнстрима». Надо сказать, что, будучи ровесницей 2000-х, премия «Дебют» – во многом порождение процессов, характерных для текущей эпохи. В начале своей истории миссия премии была не столько литературной, сколько социальной: конкурсный механизм позволял прийти в большую литературу тем, кто по сложившейся традиции не имел туда доступа – людям, во-первых, молодым, а во-вторых, – что называется, с улицы. Кроме того, работа премии с соискателями отнюдь не ограничивалась объявлением лонг- и шорт-листа. Очень скоро «Дебют» стал клубом – местом концентрации молодых литературных сил: одновременно чем-то вроде литагентства и «обучающей тусовки». Результат не замедлил проявиться: литераторы 80-х годов рождения стали восприниматься как «поколение «Дебюта». И дело даже не в общности поэтик и не во внешних обстоятельствах вхождения в литературу. Дело в том, что эволюция премии привела к созданию корпорации со своей собственной корпоративной этикой и философией. Ориентация на творческую и социальную реализацию, подчеркнутая социальная интегрированность и даже в некоторой степени ангажированность – вот то, что объединяет «дебютантов». Эта тенденция в текущем году получила закономерное развитие: на основе премии был создан сайт «Новая литературная карта России», который теперь должен стать информационной базой литературного мегапроекта «Новые писатели России». Парадоксальным образом этот проект заявляет себя как репрезентативный и для литературных, и для властных кругов – формируя общественный имидж молодой литературы. На его базе намечено разработать систему грантов, направленных на поощрение разнообразных ее начинаний. Похоже, «Дебют» пошел по пути, принятому в Америке, где литература живет за счет государственных дотаций, но при этом самостоятельно их распределяет. И похоже, что нынешний эксперимент – еще более рискованный, чем тот, каким была премия в начале своей деятельности...
Под знаком этих процессов и прошло объявление короткого списка. В этом году в нем есть и имена, уже известные в литературном сообществе. Скажем, в поэтической номинации таким человеком стал уже известный своими стихами Владислав Поляковский. Очень сильной в этом году была, если можно так выразиться, плавающая, то есть непостоянная, номинация «Фантастика» – скажем, у Алексея Соколова больше года назад уже вышел роман, правда, написанный в соавторстве. А Станислав Буркин, автор также вышедшей в прошлом году книги «Волшебная мясорубка», свой новый роман «Фавн на берегу Томи» первоначально номинировал на маргинальную «Фантастику», однако эксперты и жюри так высоко его оценили, что перевели в более престижную номинацию «Крупная проза», в которой он и вошел в шорт-лист.
Но в основном «Дебют» остается верен своим изначальным принципам, делая ставку на неизвестных, но перспективных. Жюри (Максим Амелин, Мария Галина, Андрей Волос, Ольга Кучкина) во главе с председателем Анатолием Приставкиным, кажется, стремилось быть объективным и соблюдать паритет. На этот раз во всех номинациях предпочтение было отдано авторам, владеющим традиционной литературной формой, но вместе с тем жертвующим красотами слога во имя «правды жизни», какой бы жесткой она ни была. Похоже, новый реализм в самом деле стал главным открытием и главным литературным трендом 2000-х.