В отличие от прошлого сезона имя победителя «Большой книги-2007» не стало сюрпризом или откровением: большинство предсказывало победу Людмиле Улицкой с «Даниэлем Штайном, переводчиком». Роман, попавший в этом году в шорт-листы почти всех крупных премий – «Национального бестселлера», Русского Букера, «Большой книги» – и к тому же обойденный «Нацбестом», был просто обречен на победу: за него проголосовало не только жюри, но и читатели. В чем, конечно, большая заслуга и самого произведения, и рекордного по нынешним временам тиража – 150 тыс. экземпляров, и мощной PR-кампании – в России и за рубежом. Неожиданным стало присуждение второго места Алексею Варламову с «Алексеем Толстым»: мало кто предполагал, что после прошлогодней победы быковского «Пастернака» жэзээловская биография (пусть и весьма достойная) вновь поднимется до лауреатских высот.
Хотя в этом есть своя закономерность: в последнее время дело non-fiction все чаще живет и побеждает. А высокая оценка жизнеописаний таких классиков, как Борис Пастернак и Алексей Толстой, еще раз подтверждает: большое видится на расстоянии. И не только в жанре non-fiction: и «Даниэль Штайн», и роман «На солнечной стороне улицы» третьего лауреата Дины Рубиной тоже взгляд в прошлое. Чтобы делать глобальные обобщения на современном материале, да еще на высоком художественном уровне нужно время. Да и найдется ли сегодня автор, способный написать «Войну и мир» или «Преступление и наказание» начала XXI века? Если не принимать всерьез попытку Дмитрия Быкова с его «поэмой» «ЖД», расшифрованной автором как «Живые души», то с восторженными криками «Новый Гоголь явился!» придется обождать. Вот и Владимир Григорьев, возглавляющий Совет учредителя премии – Центра поддержки отечественной словесности, – признал, что в нынешнем финальном списке нет «прорывных» произведений и «новых принципиальных открытий»: «Будем ждать их в последующие годы». Тогда логичнее награждать книги, вышедшие 5, 10, 15 лет назад, которые читаются или хотя бы помнятся до сих пор. Премии «Большая книга» в то время не существовало, но можно взять список лауреатов прошлых лет, скажем, Русского Букера: интересно, кто из них сегодня претендовал бы на звание «большой книги»?
Опыт награждения «без срока давности» уже есть. Для присуждения премии «Ясная Поляна» в номинации «Современная классика» год выхода произведения не важен, лишь бы автор здравствовал. Так, современными классиками уже стали Василий Белов, Леонид Бородин, Тимур Зульфикаров, Анатолий Ким, Виктор Лихоносов. Кстати, в этом году «Большая книга», упреждая упреки в либеральном крене и игнорировании патриотов, присудила специальный приз «За вклад в литературу» Валентину Распутину. Впрочем, паритет между патриотами и либералами был соблюден: вторым получателем приза оказался Андрей Битов (интересно, кто станет лауреатом в третьем, только что открывшемся сезоне – делайте ставки, господа!). Ну и правильно – пора, пора браться за руки, а не пропадать поодиночке. В пылу борьбы за читателя «левые» и «правые» не заметили, как он, читатель этот, не стал всеми силами своими молиться ни за тех, ни за других, а просто взял и перешел на третью сторону баррикад. Туда, где ему спокойно, уютно и гламурно – пусть и среди маленьких книг.