Не так часто встреча с писателем-традиционалистом собирает полный зал молодежи, как это произошло в клубе «ПирОГИ на Зеленом» на вечере Олега Зайончковского. Прозаик дебютировал в 2005 году и сразу же оказался в первых рядах современных российских авторов, он издал четыре книги, в этом году стал членом жюри Букеровской премии.
Как сказал представитель издательства ОГИ, в котором дебютировал автор, Владимир Кукушкин, Олег Зайончковский «появился вовремя: необходимо было усилить сектор серьезной традиционной литературы, в которой нуждается серьезный читатель». Эту позицию защищал и сам писатель, ставя вопрос об опасности все увеличивающегося потока бульварной, «лотошной» прозы, проникающей даже в списки серьезных премий. В век смешения жанров он продемонстрировал крайнюю позицию, отстаивая необходимость поощрения «крепкого качества классического романного текста» и сомневаясь, что книги в жанре детектива или фэнтези, могут быть серьезной литературой.
Однако то, что Зайончковский назвал «смешанными жанрами», похоже, все-таки является главным направлением развития современной прозы. Тем более что его собственная первая и, как он признался, любимая книга «Сергеев и городок» является не чисто романным текстом, а сборником новелл – как и та, над которой он работает в настоящее время. И разумеется, невозможно не согласиться с его определением критерия настоящей художественности: ощущение «ходьбы по целине», а не желания «попасть в рыночные ожидания». Именно удивительное сочетание новаторства и традиционности отличает книгу «Сергеев и городок», вошедшую в шорт-лист «Букер-2005». Любопытна характеристика данная Зайончковским собственному творчеству: «Я стараюсь писать то, что нигде не могу прочитать, то есть стремлюсь заполнить нишу литературы для той части читательской аудитории, к которой принадлежу сам».