К выходу книги о Достоевском в серии «Без глянца» был приурочен целый литературно-музыкальный Dostoevsky festival, прошедший в новом магазине «Букбери» на Тверской-Ямской. Основная задача организаторов, в качестве которых выступили издательство «Амфора» и Государственный литературный музей, – возрождение интереса к творчеству и личности писателя среди молодежи, а главное – попытка соскрести с фигуры Достоевского «глянцевый» налет, образовавшийся более чем за столетие с момента смерти классика, разрушить штампы, сопровождающие каждый его «выход» на академическую, театральную, телевизионную, да и любую другую современную «сцену». «Достоевский – нечто большее, чем маньяк-геронтофил с топором и фильм «Даун Хаус» – именно с этого публичного заявления организаторов и начался Dosto-fest.
Составитель книги Павел Фокин в своем выступлении подчеркнул актуальность обращения сегодня к оригинальным текстам произведений Достоевского, а не их многочисленным ремейкам и сокращенным вариантам. «К сожалению, наряду с теми, кто с преданной любовью – у нас, в России, в Европе, США, Японии – заботливо и кропотливо восстанавливал и продолжает восстанавливать правду этой удивительной жизни, каждый день и час ее, проверяя шаг и адрес, во множестве действуют разного рода и толка духовные мародеры, для которых чудо есть вовсе не чудо, а лишь сюжет для скверного анекдота», – написал он в предисловии к книге и еще раз повторил почти то же самое вслух, обращаясь к пестрой аудитории, собравшейся в магазине. Ему внимали совсем молоденькие девушки и седые старцы, некоторые из них неожиданно оказались докторами наук, серьезными, опытными «достоевистами», за плечами у которых – многие годы кропотливой исследовательской работы.
А потом было краткое и яркое выступление почетного гостя фестиваля, главы рода Достоевских Дмитрия Андреевича Достоевского, специально для участия в Dosto-fest’e выбравшегося на день из Петербурга. Он рассказал о том, что, по его мнению, аура «Москвы Достоевского» ничуть не меньше, чем аналогичная аура Северной столицы. Известно, что первые шестнадцать лет жизни Федор Михайлович провел в Москве и именно здесь формировались его детские впечатления, впоследствии нашедшие отражение в романах «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы».
Затем звучали стихи и музыка. Играл Василий К и его группа «Интеллигенты»: «Достоевский с нами, Достоевский жив!» «Мы продолжатели традиций русской классической культуры. Достоевский нам близок, и мы вдохновляемся его текстами», – сказал лидер группы.
То, что Достоевский и сегодня, пожалуй, живее всех живых, да и воспринимается в своем творчестве пронзительнее многих модных современных литераторов, было ясно всем собравшимся. Спонтанные выступления из зала наряду с заранее подготовленными речами – все это хоть и напоминало некоторым образом заздравные тосты в адрес великого писателя, в отличие от многих профессиональных тусовок, где подобные вещи выглядят скучно и ходульно, на Dosto-fest’e казалось органичным.